Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы – храмы, иконы, изображение на картинах

рекомендуем к прочтению
  1. Сильные молитвы Николаю Чудотворцу в болезни, в беде
  2. Сорокоуст о здравии и за упокой – как правильно заказать
  3. Молитвы Серафиму Саровскому разные

Благовещение – возвещение доброй, благой вести, то есть новости. Что же это за новость, каковы традиции праздника и как ходить в церковь на Благовещение, вы узнаете из нашей статьи

Благовещение – какого числа праздник

рекомендуем к прочтению
  1. Молитвы Матроне Московской разные
  2. Молитвы перед Причастием и Исповедью
  3. Икона Оптинских старцев
  4. Ченстоховская икона Божией Матери

7 апреля ежегодно празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы. Это непереходящий праздник, он отмечается всегда 7 апреля — ровно за 9 месяцев до Рождества Христова. По учению Церкви, человек появляется на свет в момент зачатия в утробе матери, а не в момент его рождения.

В этот знаменательный для всего человечества день Архангел Гавриил сообщил Деве Материи Благую весть – новость о том, что Она станет Матерью Сына Божьего. На иконе Благовещения изображены Архангел вместе с Девой Марией. Рука Архангела поднята в благословляющем жесте, а Богородица склоняет перед ним, точнее, перед волей Божией, которую он возвещает, Свою голову. В руке Архангел также держит лилию – символ чистоты Богородицы, пальмовую ветвь – символ доброй вести или дорожный посох – символ его странствий по небу и земле.

В этот день Бог в своей силе снизошел человеку, умалил Себя до человеческого тела, а Дева Мария, став матерью воплощенного Бога, наоборот, превзошла весь человеческий и ангельский мир.

Пресвятая Дева Мария

В Католической и Православной Церкви понимание подвига Богородицы различается. В Католицизме Она не имеет испорченности грехом, Она чиста от рождения, то есть Бог как бы очистил Ее, приготовляя к ношению во чреве Своего Сына. Этот догмат, называющийся «О Непорочном Зачатии» был принят Католической Церковью после Великой Схизмы, то есть отделения ее от Православной Церкви.

Православная Церковь наследует святоотеческую традицию понимания подвига Богородицы: Она была зачата чудесным образом, но имела в себе абсолютно все то же, что имеет каждый человек. Родилась Она в благочестивой семье и была хорошо воспитана, но, как и каждый из нас, могла бы впасть в любой смертный грех, только удерживалась от этого силой вол и силой молитвы к Богу.

Сведения о зачатии и рождении Богородицы находятся в памятниках Священного предания, Евангелиях-апокрифах. Это исторические, но не священные книги: четыре Евангелия писали апостолы Христовы и сами же соборно изучали их на предмет истинности, соответствия событиям. Некоторые книги, также называемые евангелиями, не прошли проверку полностью и не вошли в канон Церкви, но часть из них благословлена Церковью и используется. Таким является и протоевангелие от Иакова, где содержатся сведения о рождении Богородицы.

Святой Иоаким происходил из рода царя Давида (сохранилось имя его отца, прадедушки Иисуса Христа – Варпафир), а Анна – из благословленных Богом в ветхозаветные времена родов Левия и Иуды (левитов и иудеев, по которым был назван весь народ), имя ее отца – Матфан. Жили они в области Галилея, в Назарете – там, где впоследствии вырос Господь Иисус Христос, Которого иудеи называли Назарянином и Галилеянином. Иоаким и Анна вели праведную и тихую жизнь, молились о детях, но не имели их до старости. Люди презирали и укоряли их, пытались рассорить и развести, но святые не роптали, полагаясь на волю Божию и не забывая молиться Ему, надеясь родить детей, несмотря на старость.

Перед самым зачатием Богородицы святым пришлось перенести страшное испытание всенародного унижения. Во время большого праздника святой Иоаким по обычаю принес дары в Иерусалимский храм. Поскольку в те времена многие люди знали об обстоятельствах жизни друг друга, даже там первосвященнику было известно о бездетности пары будущих богоотцов. Глава Иерусалимского храма, первосвященник Рувим, не взял дары Богу из рук Иоакима, обличив его при всех в скрытии грехов, которые будто бы служили причиной бездетности. Святой Иоаким вынужден был со стыдом, в горе уйти из храма, считая себя недостойным, грешным и изгнанным по воле Божией. Однако Господень промысл был в другом: Бог словно в последний раз испытал праведника и направил его путь в пустыню. Здесь в одиночестве святой Иоаким провел несколько дней – также и Анна, ожидая и беспокоясь за него дома, – оба они постились, чтобы показать Богу свою любовь к Нему, молились друг о друге и о рождении ребенка. И именно в таком душевном волнении, на грани отчаяния, им обоим явился Ангел – по преданию, это был Архангел Гавриил – и сообщил о будущем рождении ребенка, Дочери, которая сможет обрадовать весь людской род. Неизвестно, сказал ли Архангел им, что Дева Мария родит Сына Божьего – но и такой вести было достаточно для их огромного счастья после долгих лет молитв, насмешек людей и переживаний. Они знали, что рождение их ребенка – чудо Божие. После вести о грядущей радости они встретились по благословению Архангела в Иерусалиме. Этот момент радостной встречи, супружеских объятий называется иконой Зачатия Богородицы.

Не забыли святые Бога после такого чуда: в молитвах они готовились рождению и воспитанию Дочери. Дева Мария действительно радовала родителей три года своим послушанием, благочестием красотой и умом. Можно представить себе заботы пожилых родителей о Малютке. Очевидно, по велению благодарных сердец своих они решили отдать Девочку на воспитание в храм, чтобы жить неподалеку и заботиться о Ней. Это событие празднуется как Введение во храм Богородицы. По преданию, святым праведникам было в тот момент уже около 80 лет.

Через несколько лет отошел в райские обители святой Иоаким. Всего на два году пережила любимого супруга и Анна: она переселилась в Иерусалим, где в спокойствии и радости жила при храме с юной Девой Марией.

Праведники не успели узнать о Благовещении и не присутствовали при Рождении Христа – видели они это уже с Небес. Их пример показывает: Господь вознаграждает терпение и молитвы не просто исполнением желания, но и огромной нежданной радостью (ведь святые просили просто о рождении ребенка, а родилась Сама Мать Господа, прославив весь род навсегда и став Царицей Небесной).

Архангел Гавриил и Благовещение

Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет возвестить Деве Марии, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить Младенца, Сына Всевышнего Господа.

Архангел Гавриил был как бы собственным Ангелом-Хранителем Богородицы, приставленным Богом постоянно помогать Ей. Именно Он сообщил Ей Благую весть – новость о том, что Дева Мария станет Матерью Сына Божьего. При этом Гавриил – один из семи начальников над Ангельским воинством, Архангелов, которые, по словам Библии, приносят Богу молитвы и стоят близко к Нему как военачальники Его Небесного Воинства Ангелов. Имя Архангела Гавриил означает на иврите «сила Божия».

Много раз Архангел по имени Гавриил упоминается в Библии и в Священном Предании Церкви как Небесный вестник, направляемый Богом для прямой и непосредственной передачи пророкам и Самой Матери Христа Его воли и пути к спасению всех людей. Он вестник воли Божией и почитается не только в Православии, но и в иудаизме как вестник смерти праведным, забирающий их души на Небеса к Богу, и в исламе. Именно он являлся пророку Даниилу, рассказывая о пришествии Мессии Христа и борьбе с ним Антихриста в конце времен. При написании книги Бытия, рассказывающей о Сотворении мира Богом, именно он говорил с пророком Моисеем. Архангел Гавриил возвестил будущего отцу Иоанна Предтечи, старцу-священнику Захарии о зачатии Крестителя Господня. Его предупреждение Иосифу Обручнику, мужу Девы Марии, о необходимом бегстве в Египте, также записано в Евангелии. Именно Архангел Гавриил помог Самому Господу Иисусу Христу, когда Он молился до кровавого пота в Гефсиманском саду перед Распятием, укрепив Его при тяжести сердечной, а после возвестил радостную весть о Воскресении Господа женам-мироносицам.

И Гавриил же возвестил Божией Матери о конце Ее жизни, блаженном Успении и приходе Ее Божественного Сына за душой Богородицы. В богослужебных песнопениях Церковь называет архангела Гавриила «служителем чудес Господних».

Слово Благовещение

Это слово по-гречески читается как Евангелие, Благая весть. Именно так называются первые четыре книги Нового Завета, важнейшие книги Библии. Пророчество Архангела, преданное от Бога, о рождении Спасителя мира, исполнения которого так сильно ждали в Иудее, совершилось как простая встреча, незаметно для всего мира. Преклоняясь перед силой веры Богоматери и ее полным доверием Богу, Православная Церковь воздает Деве Марии главную и важнейшую честь среди всех рожденных на Земле людей.

Отметим, что Благовещение — центральное событие всей Священной истории, оно становится переломным моментом между Ветхим и Новым Заветом. Завет, то есть «договор» Бога с Авраамом начался с сомнений пожилой жены Авраама Сарры в способности стать матерью, родоначальницей Богоизбранного народа. А Новый Завет, новые отношения Бога и человека, стали возможны благодаря чистой вере Девы Марии в откровение, сообщенное Архангелом, о рождении будущего Сына — Мессии, Спасителя всего человечества.

Благовещение является великим праздником в ряду двунадесятых. В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.

Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.

В каждой православной стране эти праздники отражают традиции, национальный менталитет и исторически сложившуюся культуру. Так, в России и Греции в разные праздники приносятся на благословение земные плоды. Элементы славянской обрядовости сохранились, например, в традициях колядования на праздник Рождества на Украине, в России и Беларуси.

Благодаря терпимости и любви Православной Церкви множество древних добрых традиций дошло до наших дней.

Эти дни – словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники.

Двунадесятые праздники делятся по содержанию:

  • Господские (Господние) – восемь праздников,
  • Богородичные – четыре,
  • дни памяти священных событий.

Молитва на Благовещение

По существующей церковной традиции, Благовещение всегда выпадает на Великий пост. Самая ранняя Пасха празднуется 7 апреля, в день Благовещения, и называется Кириопасха (Господская Пасха, в переводе с греческого).

В субботу, близкую к Благовещению, читается Акафист Пресвятой Богородице, этот день так и называется: «Суббота Акафиста» Великого поста. Другое название этой субботы – праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Он написан по образцу приветствия Архангела Гавриила Деве Марии.

В переводе с греческого акафист – «песнь, исполняемая стоя», то есть особо торжественная. Это молитва с выражением похвалы и просьбами Господу, Божией Матери, Небесным Ангельским Силам или определённому святому.

Первый акафист Божией Матери с началом «Взбранная Воеводе Победительная…» и припевом «Радуйся, Невеста Неневестная!», который и читается в Субботу Акафиста, как хвалебный православный гимн был создан в Византии примерно в V-VII вв. Святым Романом, диаконом собора Святой Софии в Константинополе. Его издавна считают покровителем поэтов и певцов. Святой заложил основы церковного пения и сложил немало молитвенных гимнов, текстов песнопений, которые мы слышим и сегодня (конечно, в переводе на русский). Имя Сладкопевца он получил, будучи украшением всей Церкви благодаря своей праведности, чудесному голосу и сочиненным им вдохновенным произведениям. Поистине благодаря ему человечество обрело эстетически и духовно прекрасные молитвенные песнопения. Церковная культура обогатилась более, чем тысячей молитвословий (тропарей, кондаков, канонов и акафистов).

Важнейшим наследием святого Романа Сладкопевца является первый акафист, давший начало религиозно-поэтической, молитвенной традиции акафистов, которые сейчас написаны почти для каждой иконы Богородицы и каждого святого. Акафист «Радуйся, Невеста Неневестная» – шедевр словесности и богословия. Он наиболее известен среди других и единственный из всех акафистов, который вписан в богослужебный устав.

Всего песен в любом акафисте 25 , которые делятся на две группы:

  • Кондаки – небольшие молитвенные тексты, в переводе – «хвалебные песни», их 13. Завершаются кондаки пением слова «Аллилуйя» (на иврите – «хвалите Бога»).
  • Икосы – в переводе – «пространные песни». Состоят из двух частей, первая – описательная или просительная, вторая – где по двенадцать раз повторяется приветствие «Радуйся» (по-гречески «хайре», так греки здоровались друг с другом), за которым следует прославление. Первый Акафист Божией Матери имел завершение каждого икоса: «Радуйся, Невеста Неневестная». Такие слова отсылают к приветствию в день Благовещения Архангела Гавриила к Пречистой Деве: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобой». Их в акафисте 12.
  • Последняя песня в акафисте – 13-й кондак, небольшая молитва-обращение с заключительной просьбой, повторяющаяся трижды подряд.
  • Также после акафиста всегда читается молитва.

Народные традиции, обычаи Благовещения

Каждый церковный праздник имеет особый назидательный, воспитательный смысл. Праздники Церкви сохраняют истинное назначение праздников – это обновление жизни, напоминание об особых событиях, а не просто пьяное веселье, разнузданные потехи.

Многие церковные праздники стали поистине народными, к ним приурочили приметы, стали приносить на освящение, то есть благословение Богом в церкви определенные сезонные плоды, молиться об определенных вещах, связанных с праздником.

Существует традиция выпускать в небо на Благовещение белых голубей. Она восходит к народной, дохристианской традиции встречи весны и «воцерковилась» как одна из многих традиций. Появилась она потому, что из Евангелия известно: Святой Дух сошел на Господа во время его крещения в реке Иордан в виде голубя. Непорочное Зачатие Девой Марией Иисуса Христа архангел Гавриил также объясняет нашествием на нее Духа Святого: Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит  Тебя (Лк 1:35). Из этого слияния народного обычая, крещенского образа Святого Духа и евангельских слов появилась современная традиция.

Главное выпускание голубей совершает после Божественной литургии на Благовещение сам Патриарх Московский и Всея Руси. Интересно, что голубей, которых выпускает на Благовещение Патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. Взмыв в небо и покружив над храмом, птицы на самом деле опять собираются в стаю и возвращаются в свой питомник.

Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6
Adblock
detector