Table of Contents
Дары волхвов — святыня
- Сильные молитвы Николаю Чудотворцу в болезни, в беде
- Сорокоуст о здравии и за упокой — как правильно заказать
- Молитвы Серафиму Саровскому разные
О великой святыне христианского мира, Дарах Волхвов, всем христианам известно из Евангелия: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (вторая глава Евангелия от Матфея).
Кто такие волхвы, каково значение этих Даров и каковы основные события Рождества Христова?
Путь волхвов
Религиозные мыслители Востока, которые в Евангелии названы волхвами, впервые открыли для себя Священное Писание иудеев, в том числе пророчество о Вифлеемской звезде провидца Валаама: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля,» — за шесть веков до Рождества Христова. Волхвы были действительно начитанными учеными и мудрецами, даже не астрономами и не астрологами. Знали они и о дате рождения Мессии, предсказанной царем Давидом, и именно поэтому последовали за новым светилом — Вифлеемской звездой.
В Рождество празднуется день рождения Самого Господа Иисуса Христа. Евангелие повествует, что из-за переписи населения Иосиф-Оброчник и Пресвятая Богородица были вынуждены прийти в Вифлеем, на родину Иосифа. Из-за простой бытовой детали — переполнения гостиниц для бедных, на дорогие комнаты денег уже не было — они вынуждены были укрыться в пещере вместе со скота, с домашними животными. Здесь Дева Мария родила Сына Божьего и положила его в ясли, в солому. Сюда пришли призванные Ангелами простые пастухи, чтобы поклониться Младенцу, и ведомые Вифлеемской звездой мудрые волхвы.
Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление — возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему.
В Рождество просят Господа о даровании и воспитании детей, вспоминают о простоте Рождения Богомладенца и стараются делать добрые дела во время Святок — недели между Рождеством Христовым и Крещением.
Изначально восьмиконечная звезда на иконах обозначает Рождественскую или Вифлеемскую. Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление — возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему.
Вифлеемская звезда — это вытянутый ромб, вписанный в квадрат, именно так образуются восемь ее лучей. Такой знак был богословски осмыслен на иконе «Спас в силах», став знаком силы Христа — неслучайно звезда Вифлеемская стала Его звездой.
Восьмиконечная звезда Богородицы, октограмма — это равноконечная звезда. Ее можно увидеть на большинстве образов Божией Матери. С одной стороны, это изображение Вифлеемской звезды, с другой —
Чаще всего икона Божией Матери написана по золотому фону, символизирующему Божественный Свет, или по небесному — символизирующему Небеса, где Она находится. Темно-вишневое верхнее одеяние Богородицы, мафорий, имеет изображение золотой вышивки трех звезд Богородицы: надо лбом и по плечам. Они означают, что Богородица до, во время и после Рождения Ею Сына Божьего оставалась и осталась Девой, сияющей добродетелью целомудрия и другими.
На иконе Богородицы «Неопалимая купина» Ее изображение с Сыном вписано в восьмиконечную звезду (но это не «звезда Богородицы»). Это достаточно поздний иконографический тип, он несет в себе тот же символизм, что и икона Спаса в Силах.
Судьба волхвов и дары
В Священном Писании не сказано, сколько именно волхвов пришло к Христу, и их считают по числу даров (то есть трое): мудрецы «пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11). Каждый дар волхвов несет особую символику: золото подарено Господу как Царю, ладан — как Богу, а смирна (она же мирра), то есть драгоценное ароматическое вещество, использовавшееся при погребении тел умерших, — как Сыну Человеческому.
После принесения Даров, волхвы имели откровение во сне от Бога! То есть они были людьми праведными, несмотря на свою иную религию, и Бог просвещал их. Им было сказано не возвращаться в Иерусалим, а идти на родину кружным путем. Священное предание Церкви говорит нам, что все волхвы стали христианами и даже миссионерами: после Вознесения Христа их крестил апостол Фома, которому после Пятидесятницы по жребию выпала проповедь в землях вокруг Индии и в ней самой. Есть мнение, что они даже стали епископами Церквей в своих областях.
Существуют и святые мощи волхвов — они были обретены святой равноапостольной царицей Еленой в Персии, находились в Константинополе, затем в Милане, сегодня же — в Кельнском соборе.
Как выглядят Дары волхвов
Честные Дары волхвов были сбережены Самой Богоматерью. Она отдала их епископам Иерусалимской Церкви, и затем Дары переносились из Иерусалима в Константинополь, после — на Святую Гору Афон, и это неслучайно. Ведь Афон — земной удел Божией Матери.
Люди часто думают, что святые Дары волхвов были подарены раздельными веществами. Это не совсем так. Золото волхвов — это 28 золотых пластин-подвесок в форме квадратов, многоугольников и трапеций. На пластинах — изящный орнамент, который индивидуален для каждой из них. Ладан и смирна объединены в 70 темных шариков величиной примерно с маслину.
Причем символично не только дарение ладана и смирны, но и их соединение: ведь они подарены Христу, соответственно, как Богу и Человеку, и они слиты, как две природы в Господе — Божественная и человеческая.
Даты Рождества Христова
В главных христианских Церквях разделяется церковный календарь: Православная Церковь совершает праздники и дни памяти святых по старому стилю (юлианскому календарю), Католическая — по григорианскому (это связано с астрономическими явлениями).
В отношении Рождества Христова григорианский календарь удобнее: ведь неделя праздников начинается 24-25 декабря Рождеством и продолжается Новым Годом, а вот православные должны праздновать Новый год скромно, спокойно, чтобы соблюсти пост. Тем не менее, и православный человек может повеселиться в Новый год, стараясь не употреблять мясо или какие-то особо вкусные вещи (если он в гостях). Также и дети в православных семьях не должны быть лишены праздника Нового года, радости от Деда Мороза. Просто многие православные семьи стараются подчеркнуть значимость Рождества более дорогими подарками, более активными совместными посещениями мероприятий и т.д.
Отметим, что Рождество празднуется 25 декабря и рядом Православных Поместных Церквей, но вот Пасху все православные отмечают в один день (этот праздник сдвигается в зависимости фаз луны). Дело в том, что только в Православную Пасху совершается схождение Благодатного Огня в Иерусалиме.
Празднование Рождества
Каждый церковный праздник имеет особый назидательный, воспитательный смысл. Праздники Церкви сохраняют истинное назначение праздников — это обновление жизни, напоминание об особых событиях, а не просто пьяное веселье, разнузданные потехи.
Многие церковные праздники стали поистине народными, к ним приурочили приметы, стали приносить на освящение, то есть благословение Богом в церкви определенные сезонные плоды, молиться об определенных вещах, связанных с праздником.
В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.
Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.
В каждой православной стране эти праздники отражают традиции, национальный менталитет и исторически сложившуюся культуру. Так, в России и Греции в разные праздники приносятся на благословение земные плоды. Элементы славянской обрядовости сохранились, например, в традициях колядования на праздник Рождества на Украине, в России и Беларуси.
Благодаря терпимости и любви Православной Церкви множество древних добрых традиций дошло до наших дней.
Эти дни — словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники.
Двунадесятые праздники делятся по содержанию:
- Господские (Господние) — восемь праздников,
- Богородичные — четыре,
- дни памяти священных событий.
Интересно, что Рождество относится к Господским праздникам, а ризы священников в этот день — Богородичные, то есть голубые и серебряные. Это дань почитания Матери Христа, ведь это и Ее праздник.
Как готовиться к празднованию Рождества Христова?
Ожидая Рождество, стоит уделить больше внимания содержательной подготовке к празднику, а не ужину. Приготовьтесь, например, к Исповеди и Причастию молитвой и воспоминанием грехов, Исповедуйтесь накануне, потому что в ночь с 6 на 7 января и даже утром 7 января в храмах многолюдно. Исповедоваться будет трудно, а вот причаститься — праздник вдвойне, двойная благодать.
Если вы не планируете причащаться, почитайте Евангелие вслух, всей семьей или расскажите детям о поклонении волхвов, о пении Ангелов и радости пастухов, глядящих на Младенца Христа – Царя Мира, смиренно лежащего в яслях. Об традициях подготовки к Рождеству и праздничных дореволюционных обычаях писал писатель Иван Шмелев в своем удивительном, созданном от лица ребенка романе «Лето Господне». Рождественские главы из него вы тоже можете почитать самостоятельно в Сочельник.
Да хранит вас Богомладенец Христос!