Table of Contents
Святой Франциск Ассизский и сильные молитвы
Франциск Ассизский – почитаемый в Католической Церкви святой, миссионер и учредитель создатель странствующего Ордена францисканцев, которому он и дал свое имя. Это самый известный святой западного монашества. Деятельность Франциска Ассизского стала по сути переломом для идеала аскезы и духовной жизни Католичества.
В настоящей статье мы расскажем о жизни этого деятеля Церкви и оценке его учения Православной Церковью, а также приведем молитву святого Франциска и ее аналоги в Православии. Эта молитва заключает прошения о ежедневной жизни и жизненном призвании каждого христианина.
Житие Франциска Ассизского
Будущий великий деятель города Ассизи, где он и родился, при рождении получил имя Джованни Франческо ди Пьетро Бернардоне. Родители его были богатыми горожанами. Известно, что он получил неплохое образование и с 14 лет уже помогал отцу работать в лавке. Джованни был обычным итальянским парнем, любимцем молодежи, завсегдатаем пирушек, однако всегда мечтал о славе. Сначала он решил стать прославленным рыцарем, однако после ряда неудач обратился к служению Господу. По преданию, во время паломничества ему было видение, после которого он стал стремиться к служению ближним. Известными эпизодами его жизни в этом отношении стали:
Раздача своей богатой одежды и имущества отца нищим. Отец лишил его наследства, а Франциск публично отрекся от отца, объявив о принятии на себя подвига нестяжания. К сожалению, Франциск не имел духовных наставников. Обычно в церковной традиции человек посещает храм, на исповеди открывает помыслы священнику, а отправившись в монастырь, проходит школу послушания и лишь после этого может принять на себя подвиг, подобный взятому Франциском — подвиг юродства, скитальческой жизни без имущества.
В начале своего пути он встретил прокаженного — известно, что лепра (проказа) передается при контакте, но Франциск обнял страдальца, увидев в нем лик страдающего Христа.
Он создал для себя одежду в виде креста и в таком виде странствовал по стране, помогая больным и проповедуя. Свидетели рассказывали, что приводил многих к покаянию через очень эмоциональную речь, с бурной жестикуляцией. Франциск смог собрать средства на реставрацию нескольких храмов.
Вскоре у святого появились последователи, сопровождавшие его в дороге. Его первая община была основана в 1209 г. Братья не раз отправлялись к мусульманам, сарацинам, с миссионерскими целями. Сегодня орден монахов-францисканцев существует во всем миру, и присоединиться к нему может каждый, разделяющий философские учение Франциска Ассизского. Важнейшим постулатом францисканцев является бедность, нестяжание (обет которого дает каждый христианский монах) и любовь к ближним. Такая проповедь была очень актуальна во время Франциска: Католическая Церковь поощряла роскошный образ жизни, многие Римские Папы сами утопали в роскоши, их дворы и в материальной, и в нравственной части были подобны современным им королевским. Христианские добродетели забывались и в монастырях. Францисканцы служили живым возрождением христианского учения, повторением внешней жизни Христа и апостолов, когда они ходили из города в город «без сумы и хлеба», не зная, где остановятся на ночлег завтра.
Вместе францисканцы составили устав Ордена (братства). Франциск отправился в Рим к главе Католической Церкви — Папе, чтобы утвердить устав. Также он был рукоположен самим Папой во диаконы. Известно, что Папе Римскому даже было видение о святом Франциске, который во сне Предстоятеля Церкви не дал обрушиться некой базилике (храму) — это расшифровывают как сохранение Франциском самой Католической Церкви.
Франциск с учениками путешествовали по многим странам с миссионерскими целями: это были Сирия, Марокко, Египет, Германия, Испания, Франция. В самые опасные моменты сила воли Франциска, его авторитет и, конечно, Божия защита охраняли его и его сподвижников даже от иноверцев.
Перед смертью, которая наступила, когда Франциску было лишь 44 года, он просил отнести его в «колыбель Ордена» – часовню Божией Матери Ангельской, где и скончался. Лишь через два года после смерти, что очень скоро по церковным меркам, Франциск Ассизский был торжественно причислен к лику святых.
Храмы в честь Франциска Ассизского
Святой Франциск почитается только Католической Церковью: Православная имеет о нем неоднозначное мнение и не признает пока его святости. В России нет храмов в честь него. Известный костел во имя Франциска Ассизского есть в Вильнюсе; он построен в XV веке, в готическом стиле (несколько раз перестраивался с дополнениями), а богослужения в нем совершают только монахи-францисканцы. Это древнее здание с драматической историей: храм горел, разрушался, был разграблен, использовался во время Второй Мировой войны как склад, и был возвращен ордену францисканцев только в 1990-е годы. Здесь похоронены многие исторические деятели. Францисков костел — одно из самых знаменитых мест Литвы.
Другой известный костел Франциска Ассизского находится в столице Австрии Вене. Храм создан в неороманском стиле, и для многих австрийцев является воплощением национальной идеи, гордости нации, символом национальной эстетики и негасимой веры.
Учение Франциска Ассизского и духовное наследие учителя
Жизнь и деятельность Франциска Ассизского, его роль в истории Католической Церкви и ее культуре уникальна. Изображения святого — его иконы и гравюры — показывают его в коричневой монашеской рясе с поясом из трёх символических узлов, означающих обеты христианского монаха: нестяжание, целомудрие, послушание духовному руководителю и церковному начальству.
На иконе Франциск изображен со стигматами: кровавыми ранами, появляющимися, по учению Католической Церкви, у святых по образу Иисуса Христа. Они должны размышлять о Христе и стараться слиться с ним воедино, физическим свидетельством чего становятся стигматы. Святой Франциск первым в истории получил их.
Восприятие Франциска Ассизского в Православии
Основателя ордена францисканцев часто критикуют в православном богословии. Несмотря на крайне самоуничижительные высказывания, он внешне стремился следовать пути Христа (например, избрал 12 особых близких учеников, преломлял хлеб словно Христос для Причастия). В Посланиях он не делился опытом, а прямо говорил: «Слушайте меня, вашего раба, внимайте голосу Сына Божьего», — то есть был уверен, что через него говорит Сам Бог. Ученики называли его новым воплощением Христа, и сам он не запрещал им делать этого (в отличие от всех православных святых, которые избегали похвалы).
Одним из характерных моментов жития Франциска является явление на горе Альверно. Там его молитва состояла из постоянного повторения слов: «Господи, что значу я в сравнении с Тобой, ничтожный раб?» — то есть он действительно хотел узнать, приблизился ли он к Богу. По словам Франциска, который рассказывал сам об этом братии, он увидел два столпа света: в одном была сила Христа, а в другом — его самого, то есть он увидел себя равным Богу. Это совершенно противоречит природе христианства: Господь Иисус Христос — единственный безгрешный Богочеловек.
Эпизод с появлением стигматов тоже подвергается критике многими православными святыми. По словам Франциска Ассизского, оставшимися в его послании к Ордену, прося о возможности ощущать страданий Христа на Кресте и получив стигматы (раны, подобные Господним ), он «почувствовал себя совершенно превращенным в Иисуса». То есть он ощутил себя… Богом. Между тем, Господь ясно говорил, что по благодати, к которой призван каждый человек, все могут стать богами, однако стремясь подражать Христу не внешне, а только внутренне — праведной жизнью. Кроме того, после стигматизации Франциск перестал руководить братиями ордена, заботиться о них и подавать им просимые советы, «предоставив монахам жить, как им хочется». Вероятно, он решил, что может жить для себя и больше не помогать никому — что он исполнил все необходимое и может почивать на лаврах святости.
Многие видения Франциска и францисканцев получены как бурное выражение чувств и эмоций — хотя в практике первых веков христианства есть наставления святых отцов о том, что перед явлениями Божества и видениями всегда в сердце наступает спокойствие и благая тишина.
Наконец, последние слова Франциска также отчасти не согласовываются с христианством. Он не просит прощения у других ни в чем, а только прощает: «Я прощаю всем моим братьям… их обиды и их заблуждения и отпускаю им грехи их». Обычно все святые подвижники стремились увидеть свои грехи и даже перед кончиной исповедовались, прося прощения в возможных невольных обидах. Кроме того, Франциск сказал: «Я исполнил то, что должен был исполнить…. Я возвращаюсь к Богу, да умилосердится Он над вами», — и еще, — «Я не вижу за собою никакого греха, которое не искупил бы исповедью и покаянием».
Можно сравнить его слова со словами перед кончиной святого Сисоя Великого — подвижника, которого одинаково чтит Православная и Католическая Церковь: «Поистине не знаю о себе, положил ли я начало покаянию». Между тем, в отличие от Франциска Ассизского, не совершившего чудес исцелений и не имевшего дара прозорливости, святой Сисой воскрешал мертвых одним словом и имел многие духовные дары, в том числе пророчества и чудотворения.
Молитва Франциска Ассизского
Кроме активной внешней церковной деятельности, Франциск Ассизский составил ряд молитвенных текстов. Поскольку жил он почти тысячу лет назад, до нас дошли только несколько его молитв. Самая известная — «Молитва о мире», которой могут молиться и католики, и православные, и протестанты, хотя некоторые богословы и не принимают ее. Это обращение христианской души к Богу. Написана она просто и содержит просьбы лишь о том, чтобы стать орудием в руках Божьих. Кстати, по сей день неизвестно точно, был ли святой Франциск Ассизский ее автором. Однако само ознакомление с этим текстом принесет каждому верующему человеку духовную пользу.
Молящийся им отрекается от личных требований и просит Бога лишь о том, чтобы исполнять Его волю: помощь Господа, действительно, посещает нас, только если мы готовы слышать Его голос и принимать Его волю. Недаром даже в главной молитве христиан — молитве Господней «Отче наш», данной в Евангелии Самим Иисусом Христом важным прошением являются слова: «Да будет воля Твоя», то есть Божия.
Слова молитвы — это и краткое стихотворное произведение, и небольшой философский трактат, написанный лаконичным языком. Исследователи делят ее на смысловые части: молитва о мире (В значении «обо всех людях»), то есть о том, чтобы помогать всем; молитва об улучшении собственной духовной жизни; молитва-послание к ученикам, в данной случае — к членам ордена францисканцев.
Читать молитву Франциска Ассизского о мире можно онлайн на русском языке по тексту ниже
Помоги мне, Господи, стать орудием в Твоих руках для пользы людям,
чтобы туда, где царствует ненависть — я даровал любовь,
туда, где обижаются — я помогал принести и принять прощение,
чтобы врагам своим и чужим я приносил примирение,
сомневающимся в Твоем бытии и благости — давал веру,
чтобы людям, блуждающим во тьме, я нес свет Истины.
Помоги мне, Господи, не ждать утешения, а утешать самому,
Не ждать понимания от других, а понимать их,
Не ждать любви, а дарить ее самому.
Ведь только тот обретает, кто отдает сам,
Только тот находит себя, кто о себе же забывает,
И лишь тот прощен будет, кто простил,
А воскреснет для жизни вечной лишь умертвивший свои страсти.
Всевышний Господи и Боже Всеславный, просвети тьму грехов сердца моего и даруй мне три добродетели великих: веру истинную, надежду несомненную и любовь совершенную, разумение же о вещах и познание Тебя, Господи, чтобы мог я исполнить лишь Твою волю святую. Аминь
Эту молитву можно читать ежедневно, дополняя ею свое молитвенное правило
В православной традиции подобная сильная молитва на каждый день носит название молитвы Оптинских старцев. Это великие святые подвижники, жившие совсем недавно, аскеты и молитвенники за всех людей, не оставлявшие никого без утешения. В их молитвенном опыте и помощи — Божия благодать, вера, мудрость и понимание предназначения каждого человека в этом мире. Ведь сегодня трудно понять, где приложить себя среди множества возможностей, как поступить в той или иной ситуации. Молитва написана святыми Оптиной пустыни, но кем конкретно-неизвестно. Она называется просто: молитва Оптинских старцев. Читать молитву онлайн можно по тексту ниже:
«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня».
Эта молитва — прекрасное произведение словесности, одновременно несущее великую духовную силу. Молящийся о своем пути, просящий словами Оптинских старцев о руководстве Божием, понимает, что слышать волю Божию необходимо, просить Его о помощи также важно, но нужно и прилагать все свои усилия к тому, чтобы задуманное дело исполнилось.
Продолжение молитвы Оптинских старцев на каждый день:
«Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.
Во всех словах и делах моих – руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою».
Кроме того, не прекращайте ежедневной молитвы и будьте внимательны к себе: Господь говорит с нами в нашем сердце. Когда вы не можете сделать выбор, помолитесь и прислушайтесь к себе. Некая идея, решение появятся как единственно возможные в вашей душе.
Завершение молитвы Оптинских старцев на каждый день:
«Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».
Молитвами святых старцев Оптинских, Франциска Ассизского и всех христианских святых да хранит вас милостивый Господь Иисус Христос!