Игумен Даниил: русский путешественник-молитвенник и его хождение
- Молебен Покрову о благополучии
- Молебен от проклятия
- Молебны о детях
- Молебен Пантелеймону Целителю
Одна из великих, но во многом утраченных православных традиций – паломничество в святые места, к мировым святыням. Благодаря удобным перелетам и автомобилям сегодня паломничество часто превращается в туристическую, развлекательную поездку. Но долгие века все было иначе – также и сегодня каждый может подумать, что сделать для того, чтобы путь к святыне стал путем к самому себе и к Богу.
Кто такой игумен Даниил?
- Молебен Матроне Московской
- Молебен Спиридону Тримифунтскому о жилье
- Молебен Николаю Чудотворцу
Это настоятель одного из русских монастырей, совершивший большое путешествие на Святую землю – в Палестину и во многие другие страны. Он создал памятник древнерусской словесности – «Хождение игумена Даниила», в котором рассказал о трудностях и благодатной помощи Божией, которую получил в пути. Свой путь он прошел в XI – начале XII века, поэтому «Хождение» – древнейшее русское сказание о паломничестве на Святую Землю.
Многие исследователи и богословы называют его «игуменом земли Русской», предтечей преподобного Сергия Радонежского, который с честью принял это звание благодаря своему значению для русского монашества. В лице игумена Даниила за два столетия до появления на свет преподобного Сергия молодая Церковь Русская и все жители русских земель обрели молитвенника и предстоятеля перед Богом. Даниил не прославлен в лике святых, но почитаем многими, по крайней мере, благодарными ему людьми.
Биография игумена Даниила
История сохранила совсем немного сведений о самом игумене. Исследователи полагают, что жил он в Киевской Руси на рубеже XI-XII веков. Историк Николай Карамзин оставил в своем великом труде «История государства Российского» предположение, что это Даниил, поставленный епископом в городе Юрьеве-Южном в 1115 году и скончавшимся там же в 1122 году. Сегодня этот город называется Белая Церковь.
Современные историки подтверждают эти сведения, говоря, что в таком случае игумен Даниил родился под городом Черниговым и поступил в Киево-Печерскую лавру иноком, там со временем он и стал монахом, затем получил сан игумена – обычно его дают как поощрение.
Известно, что паломничество в Святую землю и Царьград отец Даниил совершил в течение двух лет: около 1006 года, а возможно оно завершилось в 1008 или 1115 году. Это становится ясным из упоминаний имен русских князей и правителя Константинополя, с войском которого Даниил совершил один из переходов в пути.
Паломничество игумена Даниила
Этот памятник литературы был «бестселлером» в Древней Руси: о пути рассказано интересным и легким (как можно оценить этот почти тысячелетний текст и сегодня) языком, а археологи нашли более сотни рукописных списков «Хождения» – почти беспрецедентный случай для тех времен.
Литературоведы по сей день называют этот текст литературным шедевром: здесь есть и интересный сюжет, и бытовые подробности, и географические, экономические, исторические сведения. Конечно, современный человек с трудом воспринимает текст на старославянском, однако сегодня есть ряд переложений и пересказов.
Книга разделена на главы, имеющие подзаголовки по темам:
- Путь до Иерусалима,
- Святыни острова Патмос,
- Остров Кипр,
- Святая Земля: гора Голгофа и Воздвижение Креста Господня,
- Вифлеемская пещера, где родился Спаситель.
Свой длинный путь игумен Даниил начал из Киева, и основной целью его была Святая земля Палестины, где совершил свой земной путь Господь Иисус Христос и где находятся священные для всех христиан места: Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Елеонская гора и Голгофа.
С 1099 по 1187 годы Палестина была под властью крестоносцев, поэтому в то время паломничества были особо опасны (отметим также, что в те далекие годы было в принципе страшно путешествовать). На этих землях велись постоянные войны, поэтому и игумен Даниил был под постоянной охраной воинов, путешествовал обычно с двумя спутниками-монахами, которые выехали с ним из Киевской Руси.
Сначала игумен Даниил посетил Палестину, затем Константинополь – ныне Стамбул, исторический центр для православных, ведь здесь была основана первая православная столица в мире. Одной из целей путешествия была дипломатическая миссия: необходимо было пообщаться с правителями Византии и, по поручению киевских князей, попытаться договориться с ними, чтобы уменьшить накал противостояния крестоносцев и арабов.
Путь игумена Даниила
В первую очередь отец Даниил посетил храм Гроба Господня – собор, построенный над местом Воскресения Христа, главную святыню христианства, и прошел крестный путь Господень.
Обычно сегодняшние паломники и туристы заканчивают на этом свой путь. Как дипломат, игумен Даниил мог ограничиться делами, но как ученый, исследователь и паломник он посетил множество Иерусалимских храмов, обошел места проповеди Христовой и побывал в Греции, где на острове Патмос пребывал в заключении апостол Иоанн.
- Русский путник смог омыться в водах реки Иордань, где Иоанном Предтечей был крещен Сам Христос;
- Отец Даниил молился в комнате, где была Тайная вечеря Христа и апостолов перед Его Крестной смертью;
- Побывал в доме, где совершилось Успение Божией Матери;
- Восходил на гору Фавор, где совершилось Преображение Христа;
- Посетил Назарет, где в первые годы своей жизни жил Христос;
- Отец Даниил побывал в Эфесе, где сохранено множество святынь: гроб Иоанна Богослова, пещера с мощами семи отроков Эфесских, проспавших 360 лет, мощи Марии Магдалины;
- На кораблях отец Даниил посетил греческие острова Хиос, Родос и Кипр. На Родосе игумен Даниил, по его словам, обнаружил следы посещения острова киевским князем Олегом. Он описал и главную на тот момент святыню острова Кипр (не дошедшую до наших дней) – кипарисовый крест на горной вершине острова поставленный царицей Еленой с оставленным в нем Гвоздем Древа Христова.
- В городе Яффа он с Божией помощью начинает обратный путь – отец Даниил пишет, что в этом городе, начале паломничества для многих путников, разбойничают арабы.
Почему древнее описание святынь Палестины актуально и сегодня?
Важнейшим моментом, поучительным для всех, является то, что игумен Даниил воспринимал свое путешествие как общерусское дело. Так, он добился разрешения духовенства храма Гроба Господня на важную привилегию: в Великую Субботу установить на Гробе Господнем лампаду «от всей Русской земли».
Он молился обо всех православных людях, себя же по канону древнерусской литературы и в соответствии с добродетелями христианскими представлял как недостойного милостей Божиих, явленных ему.
Интересно, что большинство святынь бережно сохранено и по сей день. Каждый из нас может, по сути, повторить путь игумена Даниила, но без тех опасностей, которые сопровождали его в пути.
Да упокоит Господь душу игумена Даниила, его же молитвами и нас помилует!