Table of Contents
ИКОНА ИОАКИМА И АННЫ: СИЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ, ПРИ БЕСПЛОДИИ, В РОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ
Святые Иоаким и Анна — это праведные богоотцы, то есть прославленные в чине святых родители Самой Пресвятой Матери Божией. Они — дедушка и бабушка Самого Иисуса Христа. Благодаря их терпению и молитвам Бог избрал их для рождения Матери Сына Своего, Иисуса Христа, на Землю.
Праведные Иоаким и Анна стали первыми покровителями брака: с древних времен христиане молятся им во всех вопросах и трудностях, связанных с семейной жизнью, зачатием и рождением детей, беременностью. Брак — благословленное Церковью состояние, и помощь в деторождении и семейной жизни с миром и любовью подает Сам Господь.
В статье мы расскажем, как узнать их икону и как им молиться, приведем их биографию (житие).
ИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХ ИОАКИМА И АННЫ
- МОЛЕБЕН ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ
- МОЛЕБЕН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
- МОЛЕБЕН О ДАРОВАНИИ ДЕТЕЙ
- МОЛЕБЕН ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»
Молитва святым предкам Христа и их изображения достаточно редки. Люди зачастую забывают о том, что перед ними — родные Самому Господу Иисусу Христу люди, прошедшие большие трудности и горе в семейной жизни, через страдания обретшие счастье деторождения и потому сильно помогающие людям. Их история, отраженная на иконах, — рассказ о том, как любовь и молитва побеждают все беды, притягивают чудеса Божии.
Иконография святых Иоакима и Анны очень разнообразна. Иконописцы показывают их в полный рост и до груди («оплечно»), по отдельности и вместе. Святые одеты, соответственно, Анна — в красный плащ, Иоаким — в коричневый или зеленый. На иконе всегда надписаны их имена. Супружеская пара изображается обычно среднего возраста: у Иоакима темно-седые вьющиеся волосы и борода, святая Анна довольно молода. Однако из Священного предания известно, что при рождении будущей Богоматери им было более шестидесяти лет. Изображение же на иконе объясняется тем, что по учению Церкви в райских обителях, в жизни после смерти, люди будут иметь вид, подобный возрасту Христа — около 33-х лет.
- Наиболее распространенная икона богооотцов — изображение события зачатия святой Анной Девы Марии (то есть лаконичными и подобающими средствами иконы изображен акт зачатия как объятие). Пожалуй, это единственная икона, где святые целуются или обнимаются! Даже на иконе, которая показывает людей преображенными в святости, передана удивительная экспрессия, сильная, но не страстная любовь друг ко другу. Святые могут быть изображены до груди, но чаще — в полный рост, идя, почти летя навстречу друг другу, что подчеркивают их развевающиеся одежды.
- Есть и другие иконы, изображающие эпизоды из их жития, сохраненные Священным преданием и апокрифическими Евангелиями: встреча святых после сообщения им Ангелом вести о рождении будущей Богородицы, где они неудержимо радуются; само события извещения Ангелом о рождении Девочки святым Иоакиму и Анне по отдельности.
- Беременные женщины и молящиеся об избавлении от бесплодия и зачатии ребенка семьи могут найти редкую икону: образ, где святая Анна изображена беременной, а супруг указывает на ее живот, радостно ожидания явления на свет Дочери — Божиего дара.
- Икона Рождества Пресвятой Богородицы также показывает нам важнейший эпизод в жизни праведников: святая Анна лежит на одре (кровати) в красных одеждах, рядом святой Иоаким и кормилица, моющая маленькую Деву Марию.
- Икона семьи вместе с маленькой Девой Марией еще более редка, чем иные образы праведников. Будущая Богородица уже немного подросла и имеет возраст около трех лет, вскоре родители отдадут ее на воспитание в храм, оторвав от себя, от сердца. Уже тогда Она была доброй и благочестивой малышкой, отличалась от других чистотой — потому и избрал Ее Господь к рождению Своего Сына. Святые Иоаким и Анна, воспитывали Ее в вере и благочестии. На иконе будущая Царица Небесная изображается в традиционных для нее одеждах: пурпурном плаще с тремя звездами, символе царского достоинства и девства. Она стоит на земле, парит между святыми родителями или поддерживается ими с двух сторон, стоя на молодом дереве, символизирующем, что Она дала начало спасению человечества Господом.
- Наконец, святые Иоаким и Анна изображаются на праздничной иконе Введения во храм Богородицы. Праведники, благодарные Богу о рождении дочери и избавлении от бесплодия, решили посвятить дочь Богу и в трехлетнем возрасте повели Ее, чтобы оставить воспитываться при Иерусалимском храме. Они оторвали Ее от своего дома, но решили возблагодарить Бога за подарок и утешение. Тогда и случилось с Девочкой Марией новое чудо: малышка трех лет сама взошла по длинной лестнице до храма, где первосвященник, ведомый Духом Святым, ввел Ее в святая Святых — таинственное место алтаря, куда не всегда могли входить и сами священники. Так Господь указал, что Мария чиста и избрана Им. Это событие отмечается Православной Церковью как великий двунадесятый праздник Введения во храм Богородицы ежегодно 4 декабря.
- В праздник Успения праведной Анны на аналой полагается ее отдельная икона — здесь она изображена похожей на Пресвятую Богородицу. Однако спутать ее икону с образом Божией Матери с Младенцем нельзя: святая Анна, хоть и изображается по грудь, прижимает к себе и зачастую целует маленькую Богородицу, изображенную также в обычных ее темно-красных одеждах и держащую в ручке лилию — символ Ее девства и чистоты.
- Чудотворный почитаемый образ святых Иоаким и Анны — икона Зачатия Богородицы, описанная нами в начале, — находится в Свято-Зачатьевском женском ставропигиальном монастыре в Москве. Здесь перед ним еженедельно совершаются молебны, за которыми святым молятся супружеские пары об избавлении от бесплодия, зачатии и благополучном рождении детей.
ЖИТИЕ СВЯТЫХ ИОАКИМА И АННЫ — ОБРАЗЕЦ СУПРУЖЕСКОЙ ЛЮБВИ, КОТОРАЯ ВМЕСТЕ С МОЛИТВОЙ КО ГОСПОДУ ТВОРИТ ЧУДЕСА
Деторождение в ветхозаветные времена считалось в иудейском обществе важнейшим признаком благословения семьи Богом — а все потому, что Господь через пророков долгие века обещал людям, что в свое время родится среди иудейского народа Сын Божий, Христос, который возьмет на Себя грехи мира и вновь откроет людям двери в рай. Однако многие люди, в силу испорченности своей природы и стадного инстинкта, превратно истолковали это пророчество: в иудейском обществе часто поносили тех, кто не имел детей, ведь они лишались возможности родить Мессию и получить особое Господне благословение. Рождение детей было долгом каждого правоверного иудея. Больше того, было принято, что муж может развестись с женой и искать мать для будущего потомства, всегда якобы виновна в бездетности была женщина. А если семья сохранялась, но дети не рождались, люди насмехались над обоими супругами, говоря, что только грешники не имеют детей и подозревая совершенные ими страшные тайные преступления.
Однако Бог обличил этот неправедный обычай и благословил рождение Матери Господа Христа именно у людей, которые долго не могли зачать ребенка, но при этом искренне любили друг друга, с терпением ожидали зачатия и смиренно переносили обиды и насмешки.
Сведения о зачатии и рождении Богородицы находятся в памятниках Священного предания, Евангелиях-апокрифах. Это исторические, но не священные книги: четыре Евангелия писали апостолы Христовы и сами же соборно изучали их на предмет истинности, соответствия событиям. Некоторые книги, также называемые евангелиями, не прошли проверку полностью и не вошли в канон Церкви, но часть из них благословлена Церковью и используется. Таким является и протоевангелие от Иакова, где содержатся сведения о рождении Богородицы.
Святой Иоаким происходил из рода царя Давида (сохранилось имя его отца, прадедушки Иисуса Христа — Варпафир), а Анна — из благословленных Богом в ветхозаветные времена родов Левия и Иуды (левитов и иудеев, по которым был назван весь народ), имя ее отца — Матфан. Жили они в области Галилея, в Назарете — там, где впоследствии вырос Господь Иисус Христос, Которого иудеи называли Назарянином и Галилеянином. Иоаким и Анна вели праведную и тихую жизнь, молились о детях, но не имели их до старости. Люди презирали и укоряли их, пытались рассорить и развести, но святые не роптали, полагаясь на волю Божию и не забывая молиться Ему, надеясь родить детей, несмотря на старость.
Перед самым зачатием Богородицы святым пришлось перенести страшное испытание всенародного унижения. Во время большого праздника святой Иоаким по обычаю принес дары в Иерусалимский храм. Поскольку в те времена многие люди знали об обстоятельствах жизни друг друга, даже там первосвященнику было известно о бездетности пары будущих богоотцов. Глава Иерусалимского храма, первосвященник Рувим, не взял дары Богу из рук Иоакима, обличив его при всех в скрытии грехов, которые будто бы служили причиной бездетности. Святой Иоаким вынужден был со стыдом, в горе уйти из храма, считая себя недостойным, грешным и изгнанным по воле Божией. Однако Господень промысл был в другом: Бог словно в последний раз испытал праведника и направил его путь в пустыню. Здесь в одиночестве святой Иоаким провел несколько дней — также и Анна, ожидая и беспокоясь за него дома, — оба они постились, чтобы показать Богу свою любовь к Нему, молились друг о друге и о рождении ребенка. И именно в таком душевном волнении, на грани отчаяния, им обоим явился Ангел — по преданию, это был Архангел Гавриил — и сообщил о будущем рождении ребенка, Дочери, которая сможет обрадовать весь людской род. Неизвестно, сказал ли Архангел им, что Дева Мария родит Сына Божьего — но и такой вести было достаточно для их огромного счастья после долгих лет молитв, насмешек людей и переживаний. Они знали, что рождение их ребенка — чудо Божие. После вести о грядущей радости они встретились по благословению Архангела в Иерусалиме. Этот момент радостной встречи, супружеских объятий и называется иконой Зачатия Богородицы.
Не забыли святые Бога после такого чуда: в молитвах они готовились рождению и воспитанию Дочери. Дева Мария действительно радовала родителей три года своим послушанием, благочестием красотой и умом. Можно представить себе заботы пожилых родителей о Малютке. Очевидно, по велению благодарных сердец своих они решили отдать Девочку на воспитание в храм, чтобы жить неподалеку и заботиться о Ней. Это событие празднуется как Введение во храм Богородицы. По преданию, святым праведникам было в тот момент уже около 80 лет.
Через несколько лет отошел в райские обители святой Иоаким. Всего на два году пережила любимого супруга и Анна: она переселилась в Иерусалим, где в спокойствии и радости жила при храме с юной Девой Марией.
Праведники не успели узнать о Благовещении и не присутствовали при Рождении Христа — видели они это уже с Небес. Их пример показывает: Господь вознаграждает терпение и молитвы не просто исполнением желания, но и огромной нежданной радостью (ведь святые просили просто о рождении ребенка, а родилась Сама Мать Господа, прославив весь род навсегда и став Царицей Небесной).
ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ ИОАКИМА И АННЫ
История терпения святых предков Господа Иисуса, запечатленная в образном ряде, показывает, что Господь всегда посылает нам испытания ради нашей пользы, даже прославления. Бог долго оставлял Иоакима и Анну бездетными, чтобы они успели взойти на вершины святости, обрели полноту счастья и все человечество увидело Силу Божию, побеждающую законы человеческой плоти. Мы можем и должны выдержать жизненные Божии уроки, зная, что получим награду за них и помня, что Господь любит нас. Ему подвластно любое чудо: 70-летние старики родили здоровую Малышку, будущую Бородищу, что кажется просто невероятным и сегодня.
Житие святых являет нам чистоту и любовь, которыми должны обладать каждые родители, чтобы благословить ими своих детей, передав им эти добродетели. Образцом для современных супружеских пар является и терпеливое перенесение бесплодия или временной невозможности иметь детей из-за длительной болезни, недостатка материальных средств или по социальным показаниям. Трудно переносить бездетность и в современном мире, где часто слышны возгласы: «Я же мать, а вы…» — такие же неприятные, как и во времена Иоакима и Анны. Нельзя обращаться к колдовству или роптать. Будьте спокойны и ожидайте воли Божией о зачатии малыша; ни в коем случае не делайте аборт, если вам вдруг показалось, что вы не справитесь с ребенком — также молитесь святым и не отчаивайтесь.
ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ ИОАКИМА И АННЫ
Главным центром почитания святых является храм в их честь, возведенный на месте их дома в Иерусалиме, где, по преданию, и произошло зачатие Пресвятой Богородицы. Многие люди со всех концов Земли приезжают сюда помолиться. По преданию, святые помогают даже иноверцам: по молитве к ним смог исцелиться от бесплодия один из султанов Турции — правда, история умалчивает, смог ли он обратиться после этого в христианство, отказавшись от гарема.
Одна из икон святой Анны находится на Афоне — одном из самых благодатных мест на Земле, греческом полуострове, издревле населенном монахами и находящимся под покровом Божией Матери. Сюда по древней традиции нет доступа женщинам, чтобы они не искушали монахов, и молятся о даровании детей только будущие отцы: однако вся икона святой Анны увешана вотивными, то есть оставленными в благодарность за помощь дарами-подношениями.
На Руси почитание святых как покровителей брака и деторождения началось через некоторое время после Крещения Руси. Так, дочь Ярослава Мудрого, крещеная в честь матери Богородицы, царевна Анна, стала женой французского короля и даже сумела во многом просветить свою новую родину. В европейских же странах многим девочкам с первых веков христианства давали имя святой Анны, поручая их ее покровительству.
Зачатьевский монастырь в Москве имеет редкий престольный праздник — Зачатие святой Анной Богородицы. Именно здесь расположен центр паломничества всех бездетных пар нашей страны, здесь регулярно поются молебны святым Иоакиму и Анне. Обитель находится в районе Хамовники, между Остоженкой и рекой Москвой. Она была основана митрополитом Московским Алексием (Бяконтом), в 1360 году. Впоследствии основатель монастыря был канонизирован в лике святителей, и в честь него в обители также была построена церковь. После разрушения в годы советской власти обитель вновь воссоздана, заново построен великолепный пятиглавый монастырский собор. В обители ведется служение милосердия, работает приют для детей и богадельня для пожилых и немощных людей, есть швейная мастерская и издательство.
Несколько небольших российских храмов в регионах освящено в честь святых Иоаким и Анны; в Ростове-на-Дону недавно началось строительство большого собора. Здесь уже совершаются молебны святым покровителям семьи, сделана площадка для детей и воскресная школа, организовано молодежное служение.
Память святых Иоакима и Анны почитается в несколько дней церковного года:
7 августа — Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.
21 сентября — Рождество (рождение) святой Анной Пресвятой Богородицы.
22 сентября — день памяти обоих богоотцов, Иоакима и Анны.
22 декабря — зачатие праведной Анной будущей Матери Божией.
КАК МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ СВЯТЫХ ИОАКИМА И АННЫ
В дни памяти святых рекомендуется посетить храм, исповедоваться и причаститься, особенно если вы искренне молитесь святым именно о зачатии и рождении ребенка. В эти дни им читаются особые молитвы за богослужением, такж совершаются отдельные молебны с акафистами.
Наиболее частым прошением к святым Иоакиму и Анне является молитва о даровании детей и избавлении от бесплодия. Это большое испытание доверия к Богу даже для верующих людей. Просите также терпения и сил для ожидания вашего малыша.
Кроме того, святых просят о помощи в любых трудностях, связанных с семьей или семейным положением:
- О поиске достойного мужа или жены;
- О единстве и взаимопонимании между супругами;
- О достатке для рождения ребенка;
- О достойном воспитании малыша.
Молитесь дома или в храме перед иконой святых — она достаточно редка, но можно ее приобрести в церковных лавках при больших храмах. Зажгите при желании свечу перед молитвой, приложитесь иконе (перекрестившись дважды, поцелуйте руку или край одежды изображенных на иконе святых, перекреститесь вновь и поклонитесь). Лучше добавлять молитву святым к своему постоянному молитвенному правилу — Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове — то есть не единоразово и не изредка, а постоянно молиться.
Также по благословению священника можно читать акафист святым в течение сорока дней при большой нужде.
Молитву святым Иоакиму и Анне можно читать на русской языке онлайн по тексту ниже:
О, славимые всегда праведники Христовы, святые богоотцы Иоаким и Анна, стоящие у Небесного Престола Великого Царя и Господа нашего и великую благодать говорить с Ним имеющие, ведь Он воплотился на земле от Благословенной всеми Дочери вашей, Пречистой Богородицы, Девы Марии!
К вам, сильным и милостивым ходатаям за нас и усердным молитвенникам, приходим мы, грешные и недостойные многой благодати Божией. Молитесь к Нему, милостивому Господу, чтобы остановил Он гнев Свой, по делам нашим верно на нас собирающийся, простил наши многочисленные грехи и обратил нас на путь покаяния и истины, на пути заповедей Своих да направит и ведет нас.
Молитвами вашими и жизнь нашу земную в мире сохраните, во всех благах нам помощь Божию просите, все нужное для бытия и благочестия нашего от Господа подайте, избавьте от всех опасностей, горестей и гибели, и от всех врагов видимых — злых человек и невидимых — духов темных защитите, чтобы жили мы в тишине и спокойствии, чистоте и любви к Богу, и так пройдя земной путь, пришли в вечный покой, где по вашим святым молитвам сподобились жить в Небесном Царствии Христа Бога нашего, Которого да славим с Отцом Его и Духом Святым. Аминь.
Молитвами святых богоотец Иоакима и Анны да хранит вас Господь!