Как стать самим собой: гармония души
Для каждого религиозного человека понятия духа, души, тела и связи между ними очень важны. Ответив на вопрос, что есть дух и душа, какую роль играет в нашей жизни тело, мы понимаем, кто мы, что такое человек.
Конечно, это понятия в разных религиях отличаются. Однако существуют проверенные ответы на эти вопросы, данные святыми людьми, имевшими благодать и пребывающими сейчас рядом с Господом на Небесах. Православная Церковь имеет тысячелетний опыт понимания душ человеческих и их излечения от пороков и скверны.
Понятие разницы тела, души и духа сформулировано еще в древние времена, однако наиболее современное и ясное исследование представил святитель Феофан Затворник, живший в XIX веке. Именно его книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» рекомендуют всем православным христианам, которые хотят узнать больше о богоугождении и устройстве человека. Труды святителя Феофана по сей день изучаются многими философами и богословами, являясь к тому же величайшей духовной помощью для каждого православного христианина.
Тело в отношении к душе
Святитель Феофан особо отмечал, что личность человека является целостной. Наше тело также важно для Бога, будучи одним из трех основных составляющих человека: духа, тела и души. Они являют единство и взаимопроникновение. О теле человек должен заботиться, не пренебрегать своим здоровьем. В соответствии с толкованиями на Книгу Апокалипсис Иоанна Богослова, в конце времен люди возродятся в тех же телах, в том же внешнем образе. По Священному преданию, люди будут выглядеть как имеющие возраст Христа – 33 года.
Эффективные методики достижения гармонии
Быстрее познать себя поможет ряд известных тренингов. Рекомендуют их делать раз в неделю.
Первое упражнение: «Ваша сумка»
- Возьмите лист, карандаш и любую вашу сумку. Выложите ее содержимое на стол.
- Теперь отберите три вещи, которые могут раскрыть вас как человека: те, что отражают ваш характер, человеческие качества – и в письменном виде изложите, что эти вещи о вас говорят (если чего-то не хватает – возьмите другую вещь из офиса, из квартиры). Теперь прочтите текст и обдумайте, что вы узнали только что, а что знали и раньше. Постарайтесь уложиться в ходе упражнения за 15 минут, а затем размышляйте над ним после, в течение дня
Второе упражнение: «Вымышленный герой»
Это также небольшое пятнадцатиминутное упражнение.
- Придумайте или вспомните героя кинематографа, книжного, мультяшного персонажа, который будет похож на вас сегодня.
- Теперь напишите, что вас роднит с этим героем. Это черты характера, внешность, жизненные ситуации, а может быть, профессия, личная жизнь, семья. Дополните их различиями.
- Хотели бы вы в реальности познакомиться с таким героем – и почему? Запишите.
- Теперь представьте такого героя, которому вам хотелось бы подражать. Так же запишите сходства и различия.
- Теперь подумайте, как вы сможете использовать черты вашего образца? Можете ли вы подобраться к ним, меняя себя к лучшему?
Третье упражнение: «Ваши чувства»
- Останьтесь в тишине и одиночестве. Прислушайтесь к себе и попытайтесь записать свои чувства.
- Постарайтесь тремя предложениями описать свое эмоциональное состояние. Еще тремя – физические ощущения, возможно, напряжение, боль или усталость. Может ли это быть связано с вашими чувствами? Или психологическим состоянием?
- Хотите ли вы сами начать действовать сейчас? Совершить некий поступок, например, обнять или ударить кого-то?
- Вашей задачей в ходе выполнения этой методики будет научиться детально описывать состояние на эмоциональном, психологическом и физическом уровне – то есть, на уровне тела, души и духа.
Так вы сможете лучше разбираться со своими чувствами, сумеете самовыразиться, разовьете творческое мышление. - Зачастую люди понимают в ходе подобных тренингов, что они боятся смерти, напряжены перед лицом тревоги, не могут обрести ориентиры.
Святой Феофан Затворник – автор разъяснения разницы между душой и духом
Святитель Феофан жил в XIX веке. Он закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, был ее ректором, затем совершал служение в ряде регионов. Он был добрым пастырем, добродетельным человеком и заботливым начальником. Ближе к концу жизни по примеру многих древних святых отцов Церкви святитель Феофан затворился в келье. Отметим, что для России XIX века это был совершенно беспрецедентный случай. В то время широкие круги общества относились к Православию как религии для бедных людей ограниченного кругозора. Просияли в это время лишь старцы Оптиной пустыни, святитель Игнатий (Брянчанинов) – и то сама официальная Церковь удивлялась их подвигам.
Святитель Феофан же продолжил традицию подвига безмолвия и затворничества, идущую из древних монастырей и продолжившуюся как раз в Киево-Печерской лазер, воспитанником которой он был.
Святитель закрылся в келейном корпусе, в отдельном помещении из трех небольших комнат: кабинета, молельни, спальни – и выходил только на галерею, чтобы подышать воздухом. Он устроил крохотную домовую церковь, где в одиночестве каждый день совершал Литургию. Здесь святитель почти никого не принимал, особенно праздных гостей, молился, писал богословские и духовные труды, письма-наставления духовным детям, а также играл на музыкальных инструментах и пел духовные песнопения. Святитель также трудился физически, справедливо говоря, что тело – храм Божий и нужно его утруждать, чтобы поддерживать в форме и заставлять служить Богу и людям. Владыка Феофан резал по дереву, писал иконы, шил сам себе одежду, одеваясь более чем скромно.
Так святитель прожил более 28 лет и отошёл ко Господу 6 (19) января – в праздник Крещения Господня, Богоявления (важно, что само имя Феофан с греческого переводился как Богоявление!)Святитель Феофан Затворник оставил поистине великие труды. Они касаются и богословских тем, и духовных; он сделал доступным для всех православных наследие святых Отцов Церкви и показал простоту духовной жизни.
Очень известна книга «Мысли на каждый день» Феофана Затворника. Для каждого дня им написала краткая заметка-размышление, в основном, на тему читаемого в этот день по церковному Уставу места в Новом или Ветхом Завете. Сегодня книга не только издается, но и распространяется в мобильных приложениях вместе с календарями.
Другими работами святителя являются книги «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?», «Как начинается в нас христианская жизнь?», духовные письма, толкования на Апостольские послания, поучения. Важным трудом святителя стало «Добротолюбие избранное для мирян» – поучения древних святых, переведенные на русский язык (удивительно – слова святых перевел современный святой). Этим трудом пользуются по сей день ученики духовных учебных заведений и все православные христиане.
Душа и дух в Православии
Даже в современной православной литературе понятия души и духа часто смешиваются.
Оба они – нематериальная сущность человека. Душа – некий двигатель жизни человека. С появлением души тело обретает жизнь, через душу мы познаем и понимаем окружающий мир, испытываем эмоции.
Если души нет – нет и жизни. Вопрос прихода и ухода души в мир сегодня толкуется Церковью так.
Душа появляется в теле ребенка, пока эмбриона (то есть ребенка в утробе), сразу после зачатия. Именно поэтому нельзя делать аборт, убийство не просто скопления клеток, а существующего уже крохотного тела, пока имеющего зародышевую форму, но имеющего уже и душу, и дух.
Душа уходит из тела человека в небесные обители. Здесь ученые говорят, что тело человека после смерти легчает на несколько грамм, поэтому идут споры, нет ли у души даже материальной природы.
Дух же представляет собой естество человека в высшей его степени, то, что называется «образ Божий». Дух направляет личность к Господу. Именно дух позволяет человеку в иерархии стать выше других живых созданий.
Душа создает, генерирует наши
- Мысли,
- Чувства,
- Эмоции.
Душа грешна, и собственно душа испытывает греховные наслаждения.Она существует в горизонтали этого мира, связывает человека ним и с областью вожделения. Дух же можно упрощенно назвать нашей совестью, ориентиром, означающим стремление к Господу.
Тяга ко греху – это прерогатива души. Увы, душа сильнее духа у человека, который не стремиться к духовной жизни. Жизнь духовная потому и называется так, что это жизнь чистая, в церковных Таинствах и в добродетели. Поэтому нужно тренировать свою душу постоянно, словно тело:
- Принять Святое Крещение;
- Читать молитвы утренние и вечерние, которые есть в каждом молитвослове;
- Посещать богослужения в храме;
- Читать духовную литературу и Евангелие;
- Подготовившись, приступать к Таинствам Исповеди и Причастия примерно раз в два месяца.
Что такое духи и какие они бывают
У каждого человека есть Ангел-Хранитель, который оберегает его с момента Крещения. Это светлый дух, небесный покровитель, приставленный Богом. Ангелы ближе всех к людям и пребывают на самом низу иерархии Небесных Сил. Они чаще всего являлись людям, обычно праведникам и святым, но бывало, что наказывали или вразумляли грешников.
По словам Священного предания, Ангелы – личности, но природа их отличается от человеческой и животной. Они выше, совершеннее людей, хотя и у них есть ограничения. Их природа такова:
-
Они невидимы для человеческого глаза, но могут открываться людям, только по воле Божией.
-
Являясь в человеческом мире, они могут влиять на него (в Ветхом Завете сохранены истории, как Ангелы разрушали города язычников).
-
Они передвигаются и по земле, и в воде, и в воздухе.
-
Ангелы могут читать мысли людей и умеют говорить с людьми всех национальностей на всех языках.
-
Ангелы похожи друг на друга и не имеют пола, изображаясь обычно в виде прекрасных юношей.
Возглавляет Ангельские воинства Архистратиг Михаил. Само его имя «Михаил» переводится с еврейского «Кто как Бог». Его звание Небесного Архистратига означает, что Михаил – предводитель воинства ангелов. Божией благодатью именно он низверг восставшего Люцифера (сатану) и легионы бесов во ад, воскликнув: «Кто как Бог?!» – так Архистратиг выразил свое негодование тем, что диавол поставил себя как Бога, равным Самому Творцу.
Еще до начала сотворения Земли Богом Ангелы имели свободную волю. Часть их вместе с Люцифером хотела встать выше Бога, возгордившись, другие Ангелы выбрали сторону добра. С тех пор ни светлые Ангелы, ни павшие ангелы (аггелы, бесы, дьяволы во главе с Люцифером, то есть сатаной) не меняют своей воли и делают, соответственно, только добрые и только злые дела.
Таким образом, есть существа целиком духовные. Их природа, в отличие от человеческой души, неизменна: они бывают только светлыми (ангелы) или темными (бесы, дьявол).
Страхи
Опыт Церкви, свидетельство людей, вернувшихся после смерти к жизни, говорит, что человек, умирая, видит свое тело как бы со стороны, видит свет или коридор, по которому он выходит из материального мира в нематериальный. После смерти от нас останется душа – некий двигатель жизни человека. С появлением души тело обретает жизнь, через душу мы познаем и понимаем окружающий мир, испытываем эмоции. Душа уходит из тела человека в небесные, нематериальные обители. Ученые говорят, что тело человека после смерти легчает на несколько грамм, поэтому идут споры, нет ли у души даже материальной природы.
Увидев свои грехи, человек не попадет сразу в рай или ад. О нем должно состояться временное Божие решение – где он будет пребывать до Страшного суда, и в это время ему могут помочь молитвы живых людей. Человек увидит Престол Божий и Господа во время этого решения.
Затем Ангел-Хранитель сопровождает человека, показывая ему райские обители до 9 дня после смерти. Потом человек путешествует по обителям ада до 40 дней и наконец остается в обители, которую отвел ему Господь.
Каждый православный христианин должен понимать важность молитвы за умершего. Ведь ушедшие от нас родные и близкие уже не могут изменить свою загробную участь, и только мы, живые, можем им помочь молитвой! Традиционно подают милостыню нищим и подаяние в церковную кружку «на храм», мысленно молясь: «Упокой, Господи, душу усопшего раба (рабы) Твоего (Твоей)…»
Священник читает записки, поданные на молебен об умерших, ежедневно после утренней службы, перед Распятием, которое напоминает нам: Христос умер и воскрес, чтобы после смерти нас ждала жизнь вечная с Ним.
Можно и нужно молиться дома за близких усопших. Так вы поможете своим родным стать в небесных селениях ближе ко Господу, улучшите их участь в вечной жизни. Вам же Господь ниспошлет облегчение в скорби и душевный покой.
Маски
Человек может носить маску до самой смерти. Но это будет… маска греха и лицемерия. Снять ее можно очень просто – исповедью перед Богом и перед самим собой.
Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику – но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник – лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа.
В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Если вам стыдно, назовите грехи в числе прочих коротко, по приведенным нами в перечне смертных грехов названиям.
Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания) в любом православном храме.
Молитесь своему Ангелу-Хранителю, берегите свою душу от зла и да хранит вас Бог!