Лады — что это

Канал в Телеграм о том, каким видел путь к Богу Петр Николаевич Мамонов. Если читать хотя бы по 3 минуты в день, равнодушным остаться просто не получится. Вот ссылка https://t.me/+0sXfyox4IJ4xOTgy

Лады — что это? Известные лады, применение в музыке

рекомендуем к прочтению
  1. Сильные молитвы Николаю Чудотворцу в болезни, в беде
  2. Сорокоуст о здравии и за упокой — как правильно заказать
  3. Молитвы Серафиму Саровскому разные

Что наша жизнь без музыки? Скука… Однако не каждый знает, по каким законам строится та или иная музыка, отчего одна кажется примитивной, а другая берет за душу. Важнейшее понятие в музыке — лад. Это фундаментальное понятие должен знать и понимать любой меломан.
Основой ладов любой музыки, в том числе народной, являются мажор и минор. Что же такое лады? Какие они существуют? И есть ли смешение ладов в музыке?

Лады народной музыки

рекомендуем к прочтению
  1. Молитвы Матроне Московской разные
  2. Молитвы перед Причастием и Исповедью
  3. Икона Оптинских старцев
  4. Ченстоховская икона Божией Матери

С точки зрения теоретика-музыковеда, все лады народной музыки — лишь разновидности мажора и минора. Определим же, что такое лад и каковы основные лады.

Лад — это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками. Человеку, который не закончил хотя бы музыкальную школу, безусловно, трудно понять это понятие. Но именно таково теоретическое определение.

Мажорный лад, просто говоря, — радостный, бодрый, веселый, позитивный лад музыки. Он создается с помощью следующего соотношения звуков: устойчивые звуки лада в последовательном и одновременном звучании образуют большое или мажорное трезвучие (созвучия из трех звуков).

Минор характеризуется грустным, тягучим, унылым настроением. Чаще всего минор используется в балладах, то есть песнях, повествующих реки истории. Он создается с помощью следующего соотношения звуков: устойчивые звуки лада в последовательном и одновременном звучании образуют малое или минорное трезвучие.

Если бы вся музыка действительно строилась на двух основных ладах – мажор и минор, то, наверное, это был бы самый скучный и однообразный вид искусства. Сегодня даже официальная теория показывает нам, что на основе этих двух гамм строятся многочисленные звукоряды, которые имеют отличное звучание, что придает каждому произведению свой, неподражаемый оттенок.

Наиболее известные лады (кроме блюза, где есть варианты количества ступеней) состоят из семи ступеней. Они-то и становятся основами для аккордов и аккомпанемента.

Звукоряды

Лидийский, миксолидийский, фригийский, дорийский, эолийский ионийский — это исторические звукоряды. Дорийский, эолийский, фригийский — минорные, остальные — мажорные. Их можно также по сей день услышать в народных песнях славянских стран. Эти лады и названия пришли к славянам из Древней Греции (ведь известно, что, например, в греческом городе Солении — Фессалониках — была целая славянская колония).

Поскольку взгляды и вкусы любого композитора частично совпадают с народной музыкой, эти народные лады зачастую и сегодня встречаются в музыке народных жанров. Особенно любили переделывать и добавлять цитаты народных песен в оперы и другие великие инструментальные произведения композиторы «Могучей кучки», а также Петр Ильич Чайковский. Немало симфоний и концертов Чайковского имеют заимствования и прямые цитаты ладов народной музыки.

Интересные факты о ладах

В Спарте считалось полезным для воинов слушать минорные лады — дорийский, эолийский и фригийский. Спартанцы, уделявшие большое внимание суровому воспитанию, отметили, что именно минор воспитывает в мужчине воинственность и мужество.

В миноре был написан ряд патриотических песен и маршей, имеющий благодаря минору определенную сосредоточенность. Поэтому нельзя сказать, что минор создает лишь настроение унылой грусти.

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Блюз

Блюз — это народный музыкальный лад негров. Как вы знаете, лады мажорного или минорного наклонения образуются от повышения или понижения какой-либо ступени. Уникальность блюза состоит в том, что только он образуется из смешения мажора и минора!

На самом деле передать нотами звукоряда европейской музыки (поделенного на 12 полутонов) блюз сложно — практически невозможно. Блюз лишь приспособили под фортепиано. При движении вверх блюз характеризуется пониженной третьей ступенью, которая тут же переходит в повышенную, а также пониженной седьмой. А при движении вниз, кроме этих ступеней, добавляется пониженная пятая. Образуется лад, который тяжело отнести к мажорному или минорному наклонению — в нем наполовину присутствуют черты мажора, наполовину — минора! Эти ступени по-английски называются Blue notes или «блюзовые ноты».

Блюзовая гамма больше похожа минорной, но играется она на фоне септаккордов мажорного наклонения. Какое получается звучание — веселое или грустное, позитивное или унылое?.. Послушайте сами, набрав слово «блюз» в поисковике. Блюз уникален.

Слово «блюз» изначально в русском языке означало «грустную песню рабочих негров». Но именно блюз стал краеугольным камнем джаза и первых видов рок-н-ролла (давшего начало року, который потом стал «утяжеляться»). Так из медленной, протяжной песни «рабочих негров» в 1940 годах возник самый веселый танец — танец «буги». Сначала, в 20-е годы 20 века танцевали в «фортепианном стиле», а затем, в 1940-е, этот стиль с помощью джазовых оркестров трансформировался в танце буги-вуги. Одним из первых, превративших блюз в буги-вуги был оркестр великого Глена Миллера.

История возникновения блюза

Негритянское мышление не подчинялось стандартному мышлению европейской цивилизации, отличаясь от него практически во всем, в ом числе и в музыкальном восприятии. Благодаря афроамериканской музыкальной мысли возник блюзовый лад. Отметим, что негритянские ритмы другие — они гораздо сложнее, чем ритмы музыки европейской культуры.

Когда же возник блюз? Считается, что возникновение блюза в музыке начинается в 1870-е годы. Интересный факт: в 1930-е годы, когда опросили «стариков джаза», пожилых джазменов, начинавших играть в 19 веке, они ответили, что…«блюз был всегда!»

Музыка и расизм

Музыка и танцы блюза и буги существовали в чисто негритянской среде: понятие расизма давало о себе знать очень долго. Негры не смешивались с белыми в музыке и танцах до возникновения рок-н-ролла.

Блюз существовал в отдельных «негритянских тусовках». Еще в середине 20 столетия расизм в Америке был настолько силен, что были отдельные «негритянские радиостанции», транслировавшие блюз. Первые джаз-оркестры, состоявшие из «черных», появились после Гражданской войны в США. (После военных действий осталось множество инструментов военных оркестров, попавших в руки победивших негров, воевавших за Северные Штаты). Однако лишь в начале 1940-х появились первые оркестры-диксиленды — оркестры белых музыкантов, игравших джаз. Они исполняли музыку в ресторанах и концертных залах исключительно для «белой публики». Подумать только, такие неприятные проявления унижения людей из-за их цвета кожи происходили еще в середине 20 века!

Одним из величайших блюзовых музыкантов, композиторов и исполнителей был слепой певец-афроамериканец Рэй Чарльз (существует прекрасный биографический фильм, байопик «Рэй», рассказывающий о его взлетах и падениях; в фильме звучит музыка композитора). Однажды Рэй приехал в Джорджию с концертом, и организаторы его концерта там настаивали на сегрегированном концерте, то есть «белая» и «цветная» публика должны были сидеть отдельно. В знак протеста против такого проявления расизма Рэй Чарльз отказался выступать в Джорджии. Тогда власти в ходе судебного разбирательства навсегда запретили ему въезжать в штат — это было в 1950-х. Только в 1970-х запрет был снят, музыкантшу принесли публичные извинения, введя его в «Зал славы» штата. А его песня «Джорджия» стала гимном штата, его музыкальным символом.

Джаз, блюз, рок-н-ролл

В 1950-е эта музыка стала завоевывать «белую» аудиторию. Один из ди-джеев тех времен как-то сказал: «Дайте мне белого, который поет, как негр, и я покорю мир!» И такой человек нашелся. Так возник… культурный феномен, мировая звезда, Король рок-н-ролла Элвис Пресли!

Блюзовый лад был настолько популярен, что послужил творчеству многих великих музыкантов 20 века. Так, блюзовые мелодии исполняли «Битлз», играют их «Роллинг Стоун» и «Лед Зеппелин», «Дорз», рок-гитарист Джимми Хендрикс. Среди русских рок-групп блюз особенно любит Сергей Чиграков, «Чиж», но есть мелодии с влиянием блюза и у групп «Секрет», «Машина времени» (песни Евгения Маргулиса).

В чем отличие джаза и блюза, спрашивают многие? Блюз — это один из стилей джаза, а джаз — один из стилей эстрадной музыки. В даже, кроме блюза, есть еще стили: рег-тайм, свинг, би-боп, фокстрот, буги-вуги (изначально джазовый стиль превратившийся в рок-н-ролл)— однако блюз является его краеугольным камнем. Он повлиял почти на все джазовые стили.

Какова связь рок-н-ролла и блюза? В 1940-е появились первые электрогитары. Блюз стал исполнятся афроамериканцами на электрогитарах и стал подчеркиваться жестким ритмическим рисунком ударных. Такой стиль получил название «ритм-энд-блюз», трансформировавшийся в рок-н-ролл путем смешения со стилем «кантри» — американским стилем народной музыки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

1 / 13
2 / 13
3 / 13
4 / 13
5 / 13
6 / 13
7 / 13
8 / 13
9 / 13
10 / 13
11 / 13
12 / 13
13 / 13