1 августа | Обретение св. мощей Серафима Саровского, чудотворца (1903). Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская. Святой Серафим — великий святой, живший в 18 веке в монастыре Саровском, добрый старец-священник, совершавший чудеса и помогавший своим прозорливым советом всем обращавшимся к нему. Преподобный Серафим встречал всех, приходящих к нему словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Его душа всегда пребывала рядом с Господом, которому он полностью посвятил свою жизнь. |
2 августа | Святого Ильи Пророка (IX в. до Р. Х.) На Руси святому Илии было посвящено множество храмов: он широко почитался благодаря своей помощи в делах выращивания урожая. Это самый почитаемый из святых и праведников Ветхого Завета. В современной России пророк Илья почитается как покровитель десантных войск — ведь он взошел на небо живым на колеснице. |
4 августа | Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I) Святая Магдалина Мария была одной из жен-мироносицы — учениц Христа, ходивших вслед за Ним и апостолами еще при земной жизни Господа. Они «служили своим имением», то есть помогали в быту. Имя «мироносиц» они получили благодаря своему главному подвигу бесстрашия — они принесли драгоценное миро ко Гробу Господню, чтобы совершить полное погребение Христа, несмотря на опасность от римской стражи. |
5 августа | Праведного воина Федора Ушакова (прославление 2001). Икон Божией Матери «Почаевская»(1675) и «Всех Скорбящих Радость»(1888). Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 10 августа). Это день памяти всех святых, живших в Смоленске, служивших там в церквях. Они прославились и своими аскетическими подвигами, и своим священническим и архиерейским служением. |
6 августа | Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1015). Святые Борис и Глеб, в Крещении — Роман и Давид, были детьми самого равноапостольного князя Владимира. Их подвиг стал свидетельством подлинной любви к Богу. Еще совсем юные, святые Борис и Глеб настолько восприняли весть о Христе, что последовали за Ним даже до смерти. Для современного человека их жизнь и смерть безумны! Молодые люди, не только обладающие благополучием, но и облеченные властью, перечеркивают свою жизнь и решают восприять на себя иго смерти как нечто благое. Ради мира, ради исполнения заповеди Божией они не противятся, но добровольно принимают смерть за правду Господню, становясь мучениками и страстотерпцами. Имена этих угодников Божиих почитается более тысячи лет |
7 августа | Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы Праведные Иоаким и Анна стали первыми покровителями брака в христианстве. История терпения святых предков Господа Иисуса, показывает, что Господь всегда посылает нам испытания ради нашей пользы, даже прославления. Бог долго оставлял Иоакима и Анну бездетными, чтобы они успели взойти на вершины святости, обрели полноту счастья и все человечество увидело Силу Божию, побеждающую законы человеческой плоти. Господу подвластно любое чудо: 70-летние старики родили здоровую Малышку, будущую Бородищу, что кажется просто невероятным и сегодня. |
8 августа | прмц. Параскевы Римской (138–161). Святая прославилась и своими аскетическими подвигами, и тем, что она подверглась мукам из-за веры во Христа. Она помогает женщинам и девушкам в обретении супружества и семейной жизни |
9 августа | Великомученика и целителя Пантелеймона (305). Великий целитель, самый известный помощник по молитве всех людей в болезнях. За долгие века, с 4го века, ему молятся о выздоровлении. |
10 августа | Иконы Божией Матери «Умиление» (1888) Серафимо-Дивеевской и Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Собор Тамбовских святых. Это день памяти всех святых, живших в Тамбове, служивших там в церквях. Они прославились и своими аскетическими подвигами, и своим священническим и архиерейским служением. Также день памяти иконы Умиление, перед которой особо молился преподобный Серафим Саровский. |
11 августа | Рождество святителя Николая Чудотворца (празднуется с 2004 г. по благословению патриарха Алексия II) Праздник дня рождения святого Николая Угодника. Он не очень широко известен в России, поскольку был возрожден не так давно – в 2004 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование Рождества Святителя Николая было возобновлено. Первоначально его торжественно отмечали только в Патаре, где родился святитель, и в Ликийских Мирах, что в Малой Азии – там святитель Николай и совершал свое земное служение. Затем празднование Рождества угодника Божьего распространилось и на Киевскую Русь. |
12 августа | мч. Иоанна Воина (IV). Собор Самарских святых. Это день памяти всех святых, живших в Самаре, служивших там в церквях. Они прославились и своими аскетическими подвигами, и своим священническим и архиерейским служением. |
13 августа | Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Предпразднество — торжество накануне святого праздника, которым мы готовимся к идущему празднику, поем церковные песнопения предпразднества для каждого праздника |
14 августа | Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского Поста. Праздник называют еще Медовым Спасом (к этому дню пчелиные соты наполняются медом и начинается его сбор, на который благословляют особой молитвой) и Мокрым Спасом (по крестьянской традиции в этот день чистили колодцы и совершали водосвятные молебны над ними) |
15 августа | Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика Стефана, архидиакона (ок. 428). Блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557). В древней христианской Церкви блаженными называли святых, «угодивших Богу в тайне» и тех, чья святость подтверждена свидетельством ограниченного круга людей. Юродивый принимает на себя вид безумного или неразумного, наивного человека. Многие люди ругаются, насмехаются над такими юродивыми — но блаженные всегда терпят лишения и издевательства смиренно. По словам свидетелей, святой Василий блаженный ходил по улицам в любую погоду босым и почти обнаженным, терпя стужу и зной. Странным была не только его внешность и поведение, но и поступки. Известно, что он часто проливал продаваемый квас или опрокидывал лотки с товарами купцов в торговых рядах — словно нарочно, желая быть избитым. После побоев же он благодарил Бога и радовался. Лишь позже оказывалось, что именно эти товары или напитки были испорчены, возможно, специально торговцами. |
16 августа | прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147). Это святой, приплывший в Новгород на камне по молитве его, предание гласит, что прямо из Рима, где он искал Православия и истины Божией. |
18 августа | Предпразднство Преображения Господня. Предпразднество — торжество накануне святого праздника, которым мы готовимся к идущему празднику, поем церковные песнопения предпразднества для каждого праздника |
19 августа | Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник отмечается в соответствии со словом Евангелия, где подробно описано это великое событие. Христос взошел на гору Фавор (которая и поныне существует в Израиле) и перед тремя ближайшими учениками — апостолами Петром, Иаковом и Иоанном — явил Свою Божественную природу, показавшуюся зримо тем, что одежды Господа сделались ослепительно белыми, источающими свет — евангелист сравнивает их с сияющим под солнцем снегом. Неземным светом просиял и Его лик. Рядом со Христом явились давно умершие пророки Моисей и Илия, и Господь начал беседовать с ними. Апостолы же были в изумлении, говоря современным языком — в шоке от увиденного. |
20 августа | Обретение мощей свт. Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежского (1832); прп. Антония Оптинского (1865). Святитель Митрофан Воронежский при жизни был не только епископом, но и общественным деятелем, сподвижником Петра Великого. Он имел смелость поддерживать Петра I в его расширении империи, прогрессе, но осуждать его нравственность, связи, активное внедрение в русский менталитет психологии эпохи Возрождения. Молитва к святителю Митрофану — обращение к угоднику Божьему о своих нуждах. |
21 августа | Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) Это праздник, прославляющий основателей одного из великих северных монастырей на Белом море, Соловецкого. |
22 августа | Апостола Матфия, причисленнного к числу 12 апостолов после предания Иуды. Собор Соловецких святых. Это день памяти всех святых, живших в Соловецком монастыре, служивших там в церквях. Они прославились и своими аскетическими подвигами, и своим священническим и архиерейским служением. |
26 августа | Отдание праздника Преображения Господня. Свт. Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Икон Божией Матери «Умягчение злых сердец» (Семистрельная), «Страстная» , Минская. Отдание праздника — последний день радости о нем, когда мы воспеваем праздничные песнопения, вспоминаем и радуемся также о том, что Господь благословил нас этой радостью. Это праздники великих чудотворных икон Богородицы, прославившиеся своими знамениями и исцелениями людей. |
27 августа | Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение мощей прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского (1091). Предпразднество — торжество накануне святого праздника, которым мы готовимся к идущему празднику, поем церковные песнопения предпразднества для каждого праздника. |
28 августа | Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Окончание Успенского поста. Это символический праздник, поскольку на дату в канонических текстах указания нет, преставления ко Господу Богородицы. Архангел Гавриил же возвестил Божией Матери о конце Ее жизни, блаженном Успении и приходе Ее Божественного Сына за душой Богородицы. Чудесно, со всех концов земли были собраны в Иерусалим апостолы к смертному одру Богородицы, а на следующий день после явления Господа, взявшего на руки Ее душу, тело Матери Господа исчезло. Дева Мария прожила на Земле 72 года. |
29 августа | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). Иконы Божией Матери «Феодоровская». Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая. |
31 августа | Иконы Божией Матери «Всецарица» Название образа — Всецарица — это один из титулов, именований Пресвятой Богородицы. На иконе она изображена сидящей на престоле с поклоняющимися Ей ангелами — возможно, отсюда и название. История чудес этого образа свидетельствует, что Богородица владеет силой творить дивные знамения на земле и на Небе. Она в силах исцелить любую болезнь или направить ее ко благу человека и его близких. |