Православный (церковный) календарь на сентябрь 2019 года

 1 сентября Собор Московских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 8 сентября). Икона Божией Матери: Донская (празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 )

Это день памяти всех святых, живших в Москве,  служивших там в церквях. Они прославились и своими аскетическими подвигами, и своим священническим и архиерейским служением.

5 сентября Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы

Отдание праздника – последний день радости о нем, когда мы воспеваем праздничные песнопения, вспоминаем и радуемся также о том, что Господь благословил нас этой радостью.

 6 сентября Перенесение мощей святителя Московского Петра, всея Руси чудотворца (1479).

Это прославление святителя Петра, который был епископом города Москвы, архиереем,

8 сентября Иконы Божией Матери «Владимирская. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году).

Чудотворная икона Владимирской Божией Матери – пожалуй, главная икона в истории России. Это знаменитый на весь мир образ, прославленный своими чудотворениями в войнах, в судьбах царей и полководцев и, конечно, обычных людей. Также это подлинный шедевр, находящийся в Третьяковской галерее Москвы. Образ тщательно оберегают от посторонних воздействий и от покушений. 

 9 сентября Преподобного Пимена Великого (ок. 450).

Это святой аскет, великий основатель  монастыря, монах,священник и автор поучений.

 10 сентября Обретение св. мощей преподобного Иова Почаевского (1659). Собор преподобных отцов Киево-Печерских.

Преподобный Иов Почаевский – великий святой, объединяющий в молитве к нему россиян и украинцев. Многие века люди приезжают на Галицкую землю поклониться его чудотворным мощам, обрести исцеление от всех недугов и душевный покой.  

 11  сентября Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.  Однодневный пост.

Иоанн, Креститель, Пророк и  Предтеча – один из самых известных святых Христианской Церкви. Святой был «перед Христом», Его Предтечей – он говорил иудеям, что Мессия вот-вот придет, воплотиться. Он исповедовал Господа Спасителем, увидев Его у Иордана и по благословению Христа крестил Его Самого символически.   Святой был убит царем Иродом – Иоанн обличал его и его жену Иродиаду, ведь Ирод взял Иродиаду, жену своего брата, в незаконные жены. Иродиада и потребовала убийства Иоанна Крестителя. Ему отсекли голову. Мощи святого претерпели многие поругания и путешествия. Иродиада закопала главу святого грязи, но ее нашла праведная Иоанна, одна из жен-мироносиц – учениц и Иоанна Крестителя, и Христа. Затем главу скрывали христиане.

 12 сентября Обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского(1652). Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1724).

Благоверными святыми называют потрудившихся в духовной жизни на благо государства и свое правителей: именно  таким является почитаемый святой князь  Александр Невский.

 13 сентября  Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы (395–408)

Это исторический праздник, который вспоминается как торжественное возношение, объявление об обретении и почитании Пояса Богородицы

 14 сентября Начало индикта – церковное новолетие ( начало Нового года). Прп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы Каппадокийской (ок. 428).

Церковные год начинается и заканчивается индиктом – новолетием, которое отмечается 14 сентября. Отметим, что индикт – не двунадесятый праздник.

 15 сентября Преподобных Антония (1073) и Феодосия (1074) Киево-Печерских. Иконы Божией Матери «Калужская» (1771).

Образ Калужской Божией Матери – это изображение Богородицы в день, когда Архангел Гавриил по повелению Бога Отца явился к Ней, чтобы возвестить Благую Весть – что именно Она, чистая и целомудренная девушка, зачнет от действия Духа Святого и родит Сына Божьего, Мессию, Который спасет человечество от власти греха.

Образ написан ориентировочно в XVII-XVIII веке и напоминает Остробрамскую икону, но Богородица на нем более скромна, не имеет короны, звезд и полумесяца вокруг нее.На иконе Пресвятая Дева изображена такой, какой Ее увидел Архангел, рассказавший о Ее предназначении: читающей молитвослов или Священное Писание, с опущенным вниз взглядом.

17 сентября Храмовый праздник — Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Пророка Боговидца Моисея (XVI в. до Р. Х.). Обретение мощей свт. Иоасафа, епископа Белгородского (1911)

Иоасаф Белгородский – один из святых угодников Божиим, прославленных в лике святителей. При жизни он был архиереем, управлял целой епархией (церковный округ, обычно в границах гражданского региона).  Иоасаф Белгородский был причислен к лику святых по просьбам и свидетельствам многих верующих людей.  Множество чудес сотворил он при жизни и после смерти: подал душевный покой, исцелил от тяжелых заболеваний, подарил счастье материнства и сделал жизнь полной. Молитва святому Иоасафу обладает особой благодатью и силой.

18 сентября Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя. Убиение блгв. кн. Глеба, во Святом Крещении Давида (1015)

Иоанн, Креститель, Пророк и  Предтеча – один из самых известных святых Христианской Церкви. Святой был «перед Христом», Его Предтечей – он говорил иудеям, что Мессия вот-вот придет, воплотиться. Он исповедовал Господа Спасителем, увидев Его у Иордана и по благословению Христа крестил Его Самого символически.  Святой родился в семье  первосвященника Захарии и его жены Елисаветы (они были уже пожилыми и бездетными, много молились о детях, но не имели их). Рождество святого было предвозвещено Захарии Архангелом Гавриилом

 19 сентября  Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех  (IV)

Святой Архистратиг Михаил – предводитель Ангельских воинств и Небесных сил. Чудо состояло в том, что Архангел явился и спас храм, посвященный ему, расколов камень и направив воду, которую из двух рек пустили враги Церкви,  вокруг храма, по молитве святого священника Архиппа.

 20 сентября Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Свт. Иоанна, архиепископа Новгородского (1186).

Предпразднество – торжество накануне святого праздника, которым мы готовимся к идущему празднику, поем церковные песнопения предпразднества для каждого праздника.

 21 сентября Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Иконы Божией Матери Знамение Курско-Коренная (1295)

Первый двунадесятый праздник – 21 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы, то есть Ее день рождения. Икона Рождества Пресвятой Богородицы показывает нам этот важнейший исторический эпизод. Откуда же сведения о зачатии и рождении Богородицы? они находятся в памятниках Священного предания, Евангелиях-апокрифах. Это исторические, но не священные книги: они не вошли в канон Церкви, но часть из них благословлена и используется. Таким является и протоевангелие от Иакова, где содержатся сведения о рождении Богородицы.

 22 сентября Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны.

Попразднство – день, когда праздник еще не заканчивается, но продолжается, поются молитвенные песнопения праздника, лежит на аналое праздничная икона,

 23 сентября Собор Липецких святых.

Это день памяти всех святых, живших в Липецке,  служивших там в церквях. Они прославились и своими аскетическими подвигами, и своим священническим и архиерейским служением.

 24 сентября Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев,  прп. Силуана Афонского (1938).

Святой Силуан – почти современный нам святой, просиявший на горе Афон через непрестанную молитву.

Святые Сергий и Герман прославились на острове Валаам неподалеку от Петербурга, где основали обитель задолго до основания Северной столицы, и привлекли туда к аскетической жизни многих монахов.

 25 сентября Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Отдание праздника – последний день радости о нем, когда мы воспеваем праздничные песнопения, вспоминаем и радуемся также о том, что Господь благословил нас этой радостью.

 26 сентября Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (335).

Это исторический праздник, установленный в древние времена, в память реставрации храма Гроба Господня.

 27 сентября Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.  Преставление свт. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (407).

Крест Христов был найден в 326 году царицей Еленой, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других крестов – орудий казни – на горе Голгофе, где Господь был распят. Как только Крест был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть  Животворящим. Именно с таким большим крестом и изображается на иконах царица Елена. На протяжении своей дальнейшей  жизни она помогала императору Константину в распространении и проповеди христианства по всей Римской империи: воздвигала храмы, помогала нуждающимся, рассказывала об учении Христа.

 29 сентября  Иконы Божией матери «Призри на смирение».

Богословский смысл иконы «Призри на смирение» подобен иным образам Одигитрии. Богородица жестом правой руки  указывает молящимся на Христа, Который есть Путь, Истина и Жизнь. Она являет людям Царственного Богомладенца, показывая, что только через веру в Христа можно обрести истинный жизненный путь, дорогу в Царство Небесное. И земной путь нужно пройти достойно, чтобы достичь спасения.

 30 сентября  Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137)

Это действительно исторически существовавшие девочки, они были совсем юными – от 9 до 12 лет. Их мать была известной обеспеченной вдовой, исповедовавшей христианство. Люди позавидовали им и донесли императору – а во времена первых христиан за веру убивали (ведь христиане почитали Единственным Богом Христа, а не многих богов, в том числе императора).  При римском  императоре Адриане детей пытали, но чудесным образом девочки выживали в мучениях. Им отсекли головы, а мать умерла от горя и страдания – веря, однако, что дочери пошли в Царство Небесное. Так и случилось. 

Adblock
detector