1 сентября | Собор Московских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 8 сентября). Икона Божией Матери: Донская (празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 ) Это день памяти всех святых, живших в Москве, служивших там в церквях. Они прославились и своими аскетическими подвигами, и своим священническим и архиерейским служением. |
5 сентября | Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы Отдание праздника — последний день радости о нем, когда мы воспеваем праздничные песнопения, вспоминаем и радуемся также о том, что Господь благословил нас этой радостью. |
6 сентября | Перенесение мощей святителя Московского Петра, всея Руси чудотворца (1479). Это прославление святителя Петра, который был епископом города Москвы, архиереем, |
8 сентября | Иконы Божией Матери «Владимирская. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году). Чудотворная икона Владимирской Божией Матери — пожалуй, главная икона в истории России. Это знаменитый на весь мир образ, прославленный своими чудотворениями в войнах, в судьбах царей и полководцев и, конечно, обычных людей. Также это подлинный шедевр, находящийся в Третьяковской галерее Москвы. Образ тщательно оберегают от посторонних воздействий и от покушений. |
9 сентября | Преподобного Пимена Великого (ок. 450). Это святой аскет, великий основатель монастыря, монах,священник и автор поучений. |
10 сентября | Обретение св. мощей преподобного Иова Почаевского (1659). Собор преподобных отцов Киево-Печерских. Преподобный Иов Почаевский — великий святой, объединяющий в молитве к нему россиян и украинцев. Многие века люди приезжают на Галицкую землю поклониться его чудотворным мощам, обрести исцеление от всех недугов и душевный покой. |
11 сентября | Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Однодневный пост. Иоанн, Креститель, Пророк и Предтеча — один из самых известных святых Христианской Церкви. Святой был «перед Христом», Его Предтечей — он говорил иудеям, что Мессия вот-вот придет, воплотиться. Он исповедовал Господа Спасителем, увидев Его у Иордана и по благословению Христа крестил Его Самого символически. Святой был убит царем Иродом — Иоанн обличал его и его жену Иродиаду, ведь Ирод взял Иродиаду, жену своего брата, в незаконные жены. Иродиада и потребовала убийства Иоанна Крестителя. Ему отсекли голову. Мощи святого претерпели многие поругания и путешествия. Иродиада закопала главу святого грязи, но ее нашла праведная Иоанна, одна из жен-мироносиц — учениц и Иоанна Крестителя, и Христа. Затем главу скрывали христиане. |
12 сентября | Обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского(1652). Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1724). Благоверными святыми называют потрудившихся в духовной жизни на благо государства и свое правителей: именно таким является почитаемый святой князь Александр Невский. |
13 сентября | Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы (395–408) Это исторический праздник, который вспоминается как торжественное возношение, объявление об обретении и почитании Пояса Богородицы |
14 сентября | Начало индикта – церковное новолетие ( начало Нового года). Прп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы Каппадокийской (ок. 428). Церковные год начинается и заканчивается индиктом — новолетием, которое отмечается 14 сентября. Отметим, что индикт — не двунадесятый праздник. |
15 сентября | Преподобных Антония (1073) и Феодосия (1074) Киево-Печерских. Иконы Божией Матери «Калужская» (1771). Образ Калужской Божией Матери — это изображение Богородицы в день, когда Архангел Гавриил по повелению Бога Отца явился к Ней, чтобы возвестить Благую Весть — что именно Она, чистая и целомудренная девушка, зачнет от действия Духа Святого и родит Сына Божьего, Мессию, Который спасет человечество от власти греха. Образ написан ориентировочно в XVII-XVIII веке и напоминает Остробрамскую икону, но Богородица на нем более скромна, не имеет короны, звезд и полумесяца вокруг нее.На иконе Пресвятая Дева изображена такой, какой Ее увидел Архангел, рассказавший о Ее предназначении: читающей молитвослов или Священное Писание, с опущенным вниз взглядом. |
17 сентября | Храмовый праздник — Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Пророка Боговидца Моисея (XVI в. до Р. Х.). Обретение мощей свт. Иоасафа, епископа Белгородского (1911) Иоасаф Белгородский — один из святых угодников Божиим, прославленных в лике святителей. При жизни он был архиереем, управлял целой епархией (церковный округ, обычно в границах гражданского региона). Иоасаф Белгородский был причислен к лику святых по просьбам и свидетельствам многих верующих людей. Множество чудес сотворил он при жизни и после смерти: подал душевный покой, исцелил от тяжелых заболеваний, подарил счастье материнства и сделал жизнь полной. Молитва святому Иоасафу обладает особой благодатью и силой. |
18 сентября | Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя. Убиение блгв. кн. Глеба, во Святом Крещении Давида (1015) Иоанн, Креститель, Пророк и Предтеча — один из самых известных святых Христианской Церкви. Святой был «перед Христом», Его Предтечей — он говорил иудеям, что Мессия вот-вот придет, воплотиться. Он исповедовал Господа Спасителем, увидев Его у Иордана и по благословению Христа крестил Его Самого символически. Святой родился в семье первосвященника Захарии и его жены Елисаветы (они были уже пожилыми и бездетными, много молились о детях, но не имели их). Рождество святого было предвозвещено Захарии Архангелом Гавриилом |
19 сентября | Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (IV) Святой Архистратиг Михаил — предводитель Ангельских воинств и Небесных сил. Чудо состояло в том, что Архангел явился и спас храм, посвященный ему, расколов камень и направив воду, которую из двух рек пустили враги Церкви, вокруг храма, по молитве святого священника Архиппа. |
20 сентября | Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Свт. Иоанна, архиепископа Новгородского (1186). Предпразднество — торжество накануне святого праздника, которым мы готовимся к идущему празднику, поем церковные песнопения предпразднества для каждого праздника. |
21 сентября | Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Иконы Божией Матери Знамение Курско-Коренная (1295) Первый двунадесятый праздник — 21 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы, то есть Ее день рождения. Икона Рождества Пресвятой Богородицы показывает нам этот важнейший исторический эпизод. Откуда же сведения о зачатии и рождении Богородицы? они находятся в памятниках Священного предания, Евангелиях-апокрифах. Это исторические, но не священные книги: они не вошли в канон Церкви, но часть из них благословлена и используется. Таким является и протоевангелие от Иакова, где содержатся сведения о рождении Богородицы. |
22 сентября | Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Попразднство — день, когда праздник еще не заканчивается, но продолжается, поются молитвенные песнопения праздника, лежит на аналое праздничная икона, |
23 сентября | Собор Липецких святых. Это день памяти всех святых, живших в Липецке, служивших там в церквях. Они прославились и своими аскетическими подвигами, и своим священническим и архиерейским служением. |
24 сентября | Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, прп. Силуана Афонского (1938). Святой Силуан — почти современный нам святой, просиявший на горе Афон через непрестанную молитву. Святые Сергий и Герман прославились на острове Валаам неподалеку от Петербурга, где основали обитель задолго до основания Северной столицы, и привлекли туда к аскетической жизни многих монахов. |
25 сентября | Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы Отдание праздника — последний день радости о нем, когда мы воспеваем праздничные песнопения, вспоминаем и радуемся также о том, что Господь благословил нас этой радостью. |
26 сентября | Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Это исторический праздник, установленный в древние времена, в память реставрации храма Гроба Господня. |
27 сентября | Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Преставление свт. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (407). Крест Христов был найден в 326 году царицей Еленой, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других крестов — орудий казни — на горе Голгофе, где Господь был распят. Как только Крест был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть Животворящим. Именно с таким большим крестом и изображается на иконах царица Елена. На протяжении своей дальнейшей жизни она помогала императору Константину в распространении и проповеди христианства по всей Римской империи: воздвигала храмы, помогала нуждающимся, рассказывала об учении Христа. |
29 сентября | Иконы Божией матери «Призри на смирение». Богословский смысл иконы «Призри на смирение» подобен иным образам Одигитрии. Богородица жестом правой руки указывает молящимся на Христа, Который есть Путь, Истина и Жизнь. Она являет людям Царственного Богомладенца, показывая, что только через веру в Христа можно обрести истинный жизненный путь, дорогу в Царство Небесное. И земной путь нужно пройти достойно, чтобы достичь спасения. |
30 сентября | Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137) Это действительно исторически существовавшие девочки, они были совсем юными — от 9 до 12 лет. Их мать была известной обеспеченной вдовой, исповедовавшей христианство. Люди позавидовали им и донесли императору — а во времена первых христиан за веру убивали (ведь христиане почитали Единственным Богом Христа, а не многих богов, в том числе императора). При римском императоре Адриане детей пытали, но чудесным образом девочки выживали в мучениях. Им отсекли головы, а мать умерла от горя и страдания — веря, однако, что дочери пошли в Царство Небесное. Так и случилось. |