Содержание
Введение Богородицы во храм – приметы, обычаи, молитвы
Известно, что многие церковные праздники стали поистине народными, к ним приурочили приметы, стали приносить на освящение, то есть благословение Богом в церкви определенные сезонные плоды, молиться об определенных вещах, связанных с праздником. В Православной Церкви ежедневно совершается память святого или праздник в честь важного для учения Христова исторического события. Каждый церковный праздник имеет особый назидательный, воспитательный смысл. Праздники Церкви сохраняют истинное назначение праздников – это обновление жизни, напоминание об особых событиях, а не просто пьяное веселье, разнузданные потехи.
Введение в церковном круге праздников
- Молебен Господу Иисусу Христу
- Молебен Пресвятой Богородице
- Молебен о даровании детей
- Молебен иконе Божией Матери «Нечаянная радость»
В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.
Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.
В каждой православной стране эти праздники отражают традиции, национальный менталитет и исторически сложившуюся культуру. Так, в России и Греции в разные праздники приносятся на благословение земные плоды. Элементы славянской обрядовости сохранились, например, в традициях колядования на праздник Рождества на Украине, в России и Беларуси.
Благодаря терпимости и любви Православной Церкви множество древних добрых традиций дошло до наших дней.
Эти дни – словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники.
Двунадесятые праздники делятся по содержанию:
- Господские (Господние) – восемь праздников,
- Богородичные – четыре,
- дни памяти священных событий.
По торжественности богослужения, определяемой Уставом:
- малые,
- средние,
- великие.
По времени и дате празднования:
- неподвижные;
- подвижные.
К этим 12 праздникам не относится Светлая Пасха Господня. Это «праздников праздник и торжество из торжеств». По сравнениям церковных писаний, двунадесятые дни – словно звезды, Рождество Христово из них можно сравнить с луной, а Святая Пасха – Солнце, без него (без Воскресения Христова) и жизнь невозможна, и звезды меркнут.
Родители Богородицы, отдавшие Ее в храм
Сведения о рождении Богородицы и Введении Ее во храм находятся в памятниках Священного предания, Евангелиях-апокрифах. Это исторические, но не священные книги: четыре Евангелия писали апостолы Христовы и сами же соборно изучали их на предмет истинности, соответствия событиям. Некоторые книги, также называемые евангелиями, не прошли проверку полностью и не вошли в канон Церкви, но часть из них благословлена Церковью и используется. Таким является и протоевангелие от Иакова, где содержатся сведения о рождении Богородицы.
Святой Иоаким происходил из рода царя Давида (сохранилось имя его отца, прадедушки Иисуса Христа – Варпафир), а Анна – из благословленных Богом в ветхозаветные времена родов Левия и Иуды (левитов и иудеев, по которым был назван весь народ), имя ее отца – Матфан. Жили они в области Галилея, в Назарете – там, где впоследствии вырос Господь Иисус Христос, Которого иудеи называли Назарянином и Галилеянином. Иоаким и Анна вели праведную и тихую жизнь, молились о детях, но не имели их до старости. Люди презирали и укоряли их, пытались рассорить и развести, но святые не роптали, полагаясь на волю Божию и не забывая молиться Ему, надеясь родить детей, несмотря на старость.
Перед самым зачатием Богородицы святым пришлось перенести страшное испытание всенародного унижения. Во время большого праздника святой Иоаким по обычаю принес дары в Иерусалимский храм. Поскольку в те времена многие люди знали об обстоятельствах жизни друг друга, даже там первосвященнику было известно о бездетности пары будущих богоотцов. Глава Иерусалимского храма, первосвященник Рувим, не взял дары Богу из рук Иоакима, обличив его при всех в скрытии грехов, которые будто бы служили причиной бездетности. Святой Иоаким вынужден был со стыдом, в горе уйти из храма, считая себя недостойным, грешным и изгнанным по воле Божией. Однако Господень промысл был в другом: Бог словно в последний раз испытал праведника и направил его путь в пустыню. Здесь в одиночестве святой Иоаким провел несколько дней – также и Анна, ожидая и беспокоясь за него дома, – оба они постились, чтобы показать Богу свою любовь к Нему, молились друг о друге и о рождении ребенка. И именно в таком душевном волнении, на грани отчаяния, им обоим явился Ангел – по преданию, это был Архангел Гавриил – и сообщил о будущем рождении ребенка, Дочери, которая сможет обрадовать весь людской род. Неизвестно, сказал ли Архангел им, что Дева Мария родит Сына Божьего – но и такой вести было достаточно для их огромного счастья после долгих лет молитв, насмешек людей и переживаний. Они знали, что рождение их ребенка – чудо Божие. После вести о грядущей радости они встретились по благословению Архангела в Иерусалиме. Этот момент радостной встречи, супружеских объятий называется иконой Зачатия Богородицы.
Праздник Введения Богородицы во храм – 4 декабря
Не забыли святые Бога после такого чуда: в молитвах они готовились рождению и воспитанию Дочери. Дева Мария действительно радовала родителей три года своим послушанием, благочестием красотой и умом. Можно представить себе заботы пожилых родителей о Малютке. Очевидно, по велению благодарных сердец своих они решили отдать Девочку на воспитание в храм, чтобы жить неподалеку и заботиться о Ней.
По преданию, святым праведникам было в тот момент уже около 80 лет. Праведники Иоаким и Анна, благодарные Богу о рождении дочери и избавлении от бесплодия, решили посвятить дочь Богу и в трехлетнем возрасте повели Ее, чтобы оставить воспитываться при Иерусалимском храме. Они оторвали Ее от своего дома, но решили возблагодарить Бога за подарок и утешение. Тогда и случилось с Девочкой Марией чудо: малышка трех лет сама взошла по длинной лестнице до храма, где первосвященник, ведомый Духом Святым, ввел Ее в святая Святых – таинственное место алтаря, куда не всегда могли входить и сами священники. Так Господь указал, что Мария чиста и избрана Им.
Через несколько лет отошел в райские обители святой Иоаким. Всего на два году пережила любимого супруга и Анна: она переселилась в Иерусалим, где в спокойствии и радости жила при храме с юной Девой Марией.
Праведники не успели узнать о Благовещении и не присутствовали при Рождении Христа – видели они это уже с Небес. Их пример показывает: Господь вознаграждает терпение и молитвы не просто исполнением желания, но и огромной нежданной радостью (ведь святые просили просто о рождении ребенка, а родилась Сама Мать Господа, прославив весь род навсегда и став Царицей Небесной).
Молитва на Введение
Не забудьте, в случае невозможности посетить храм, помолиться в этот большой праздник самостоятельно. Вспоминая Введение, люди просят у Господа избавления от грехов, чистоты у Пресвятой Богородицы.
Читать молитву тропарь Богородице на Введение на русском языке
Сегодня благой воли Божией предварение, и спасения людей проповедь: в храм Божий ясно Дева входит и о Христе всем заранее возвещает. Ей и мы громко споем: Радуйся, промысла Творца исполнение.
Существует множество икон Богородицы. Каждый верующий человек знает, что Богоматерь одна, и лишь Она изображена на каждой из икон. По православной традиции полагают, что каждая икона имеет особую благодать помогать в определенных сферах и трудностях. Молитесь Деве Марии, и Она услышит вас всегда.
Народные приметы и обычаи на Введение
И в современной жизни можно сохранить ряд милых обычаев «старины глубокой».
-
Раньше в этот день переходили с летнего на зимний транспорт (Сани) – приурочьте смену зимней резины к этому дню.
-
Молодоженов (тех, кто женился в истекающем году) в этот день вывозили в украшенном транспорте – можно сделать себе романтическое свидание.
-
Народ называл праздник Воротами зимы, создавали поговорки: "Введенье пришло – зиму привело"; «На Введенье – толстое ледененье». Можно сделать праздник с друзьями и коллегами, сочинять поговорки и пословицы.
-
На Введение таял снег, если он выпадал раньше (первый снег обычно падает на Покров).
-
Колокольный звон на Литургию на Введение – если звонкий, к морозам, глухой – к снегу.
Да хранит вас Пресвятая Богородица!