Table of Contents
Как отличить акафисты и каноны
- Молебен Матроне Московской
- Молебен Спиридону Тримифунтскому о жилье
- Молебен Николаю Чудотворцу
Многие верующие, тем более воцерковленные, регулярно посещающие храм люди, знают о таких длинных молитвословиях, как канон и акафист. По сути, это небольшие богослужения, которые может совершать дома каждый человек по своему желанию, в любое время. Люди, недавно пришедшие к Церкви, по рвению к молитве могут читать их часто, даже соревнуясь друг с другом в количестве.
Однако количество молитв — не повод для гордости. Человек, живущий духовной жизнью, понимает, что помимо молитвы важно самосовершенствоваться, помогать людям. Тем не менее, каждый из нас испытывает потребность обратиться ко Господу, Богородице святым в определенных случаях жизни, излить в длительной молитве душу. Здесь и помогают каноны и акафисты.
Сборники этих молитвословий — соответственно, канонники (так может называться и обычный молитвослов, включающий в дополнение к канонам и молитвы утренние, вечерние, перед Причастием) и акафистники. Обычно в них нет пояснений, как правильно читать эти молитвы дома. Поэтому данная статья расскажет об отличиях канонов и акафистов, их видах и о том, как правильно читать молитву.
Что такое канон
- Молебен Покрову о благополучии
- Молебен от проклятия
- Молебны о детях
- Молебен Пантелеймону Целителю
Канон — традиционное песнопение, входящее в состав каждого церковного богослужения. Это гимн, посвященный прославлению Спасителя и Бога нашего Иисуса Христа, Святой Троицы, Матери Божией, праздника или святого (такие каноны составлены почти всем святым). Каждый канон имеет отсылки и к Новому, и к Ветхому Завету. Самые первые каноны появились в VII веке — точнее, появилась привычная нам их форма. Возможно, она берет начало еще из греческих песнопений, посвященных языческим богам, или из первохристианских гимнов. Первые каноны написаны двумя святыми: Андреем Критским, он создал Великий Канон, и Иоанном Дамаскиным
Если вы читаете канон самостоятельно, в его начале будет название жанра и кому посвящено молитвословие, например: «Канон Ангелу-Хранителю».
Канон составлен из ряда песен, состоящих, в свою очередь, из предначинательной песни — ирмоса и нескольких тропарей (их число колеблется в пределах шести, но в Каноне Великом их может быть до пары-тройки десятков). У каждой песни каждого канона одна тема, взятая из Ветхого Завета: например, тема первой песни — переход народа Израиля под предводительством Моисея по дну Красного моря «как посуху». Раньше, в древности эти библейские тексты читались перед песнями, но со временем (видимо, чтобы не утомлять людей однообразным чтением за каждым богослужением) в каждом каноне появились ирмосы, где библейские темы осмысляются поэтически. Сегодня эти отрывки из Библии в оригинале можно прочитать самостоятельно или услышать во время чтения великого Канона в первые четыре дня Великого поста, на богослужениях утрени.
Важной частью канона в церковном богослужении утрени (служится сегодня за Всенощным бдением вечером) является пение перед девятой песнью канона поется песнь, которую пела Сама Богородица, на русском: «Возвеличивает душа Моя Господа и возрадовался дух мой о Боге и Спасителе моем» — с припевом, прославляющим Богородицу, на русском: «Пребывающая ближе к Богу, чем Херувимы и более славная, чем Серафимы, без нарушения чистоты Ты родила Бога Слово, Тебя, истинную Богородицу, мы возвеличиваем». Далее:
Он снизошел к смирению рабы Своей, и потому с сегодняшнего дня обо Мне радуются все поколения людей.
Припев: Пребывающая ближе к Богу…
Мое величие даровал Сильный Бог, и свято имя Его, и милость даст Он всем поколениям боящимся Его.
Припев: Пребывающая ближе к Богу…
Сотворил державу силой Своей Он, и рассеял гордых по лицу Земли из-за замыслов их сердец.
Припев: Пребывающая ближе к Богу…
Низложил сильных с престолов власти, и возвел на высоту смиренных; нуждающихся одарил благами, а хвастающихся отослал ни с чем.
Припев: Пребывающая ближе к Богу…
Принял народ Израиля, ребенка Своего, вспомнил обещания милости, которые дал отцам нашим, Аврааму и потомству его навечно.
Припев: Пребывающая ближе к Богу…
Эти слова можно читать дома, во время чтения канона, перед его девятой песней, а также в любое время при желании помолиться Богородице.
В богослужебной русской церковной традиции ирмосы обычно поются, а тропари, то есть маленькие молитвословия внутри песни, читаются. Каждый тропарь сопровождается припевом, например, в Покаянном и Великом каноне: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». Исключение — канон Святой Пасхи, который поется полностью, как раньше в Византии пелись все каноны.
В каноне бывает определенное число песен: 2, 3, 4, 8 и 9. Чаще всего их восемь (можно заметить, что в нумерации пропущена пропущена вторая песнь — таким образом, девятипесенный канон становится восьмипесенным; это делается для отличия остальных от торжественного, Великого Канона, самого первого).
- Трех- и четырехпесенные каноны принадлежат к кругу богослужения Великого поста и послепасхальных Светлых дней — они читаются во время Великого поста и Пятидесятницы.
- Единственный девятипесенный Канон — Великий Канон святого Андрея Критского.
- Единственный двухпесенный Канон читается в Великий Вторник.
Самые известные каноны
Великий Канон святого Андрея Критского — произведение, написанное критским архиепископом VIII века, святителем Андреем. Он создал канон, каясь в грехе впадения в ересь, а дополнил Канон современником святителя Андрея — преподобный Иоанн Дамаскин. Вся Православная Церковь к концу IX века уже читала Великий канон, написанный от первого лица. Он состоит из 250 тропарей, где верующий вспоминает библейские события от грехопадения Адама до Крестной смерти и Воскресения Христа как жизнеописание собственной души, сопоставляя ее с произошедшими в истории человечества событиями. Великий канон традиционно читается по частям в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии. Такая традиция позволяет православным настроиться на покаяние и изменение своей души во время Великого поста.
Пасхальный канон или Канон Святой Пасхи. Он поется в церкви ночью во время Пасхальной утрени, сразу после Пасхального крестного хода, а затем каждую субботу за Всенощным бдением до отдания Пасхи и праздника Вознесения.
Каноны к Причастию: Покаянный ко Господу Иисусу Христу, Молебный канон Богородице и Канон Ангелу-Хранителю. Во многих молитвословах и на интернет-сайтах они соединяются, потому что имеют общий ирмос. Их можно читать и по отдельности в любое время, по вашему желанию и лучше перед иконами Господа, Богородицы и Ангела.
Акафист — как появился и когда читается
В переводе с греческого акафист — «песнь, исполняемая стоя», то есть особо торжественная. Это молитва с выражением похвалы и просьбами Господу, Божией Матери, Небесным Ангельским Силам или определённому святому.
Первый акафист Божией Матери с началом «Взбранная Воеводе Победительная…» и припевом «Радуйся, Невеста Неневестная!», хвалебный православный гимн, был создан в Византии примерно в V-VII вв. Святым Романом, диаконом собора Святой Софии в Константинополе. Его издавна считают покровителем поэтов и певцов. Святой заложил основы церковного пения и сложил немало молитвенных гимнов, текстов песнопений, которые мы слышим и сегодня (конечно, в переводе на русский). Имя Сладкопевца он получил, будучи украшением всей Церкви благодаря своей праведности, чудесному голосу и сочиненным им вдохновенным произведениям. Поистине благодаря ему человечество обрело эстетически и духовно прекрасные молитвенные песнопения. Церковная культура обогатилась более, чем тысячей молитвословий (тропарей, кондаков, канонов и акафистов).
Важнейшим наследием святого Романа Сладкопевца является первый акафист, давший начало религиозно-поэтической, молитвенной традиции акафистов, которые сейчас написаны почти для каждой иконы Богородицы и каждого святого. Акафист «Радуйся, Невеста Неневестная» — шедевр словесности и богословия. Он наиболее известен среди других и единственный из всех акафистов, который вписан в богослужебный устав: читается всей Церковью в Субботу Акафиста Великого поста, имеющую также название «Похвала Пресвятой Богородицы».
Всего песен в любом акафисте 25 , которые делятся на две группы:
- Кондаки — небольшие молитвенные тексты, в переводе — «хвалебные песни», их 13. Завершаются кондаки пением слова «Аллилуйя» (на иврите — «хвалите Бога»).
- Икосы — в переводе — «пространные песни». Состоят из двух частей, первая — описательная или просительная, вторая — где по двенадцать раз повторяется приветствие «Радуйся» (по-гречески «хайре», так греки здоровались друг с другом), за которым следует прославление. Первый Акафист Божией Матери имел завершение каждого икоса: «Радуйся, Невеста Неневестная». Такие слова отсылают к приветствию в день Благовещения Архангела Гавриила к Пречистой Деве: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобой». Их в акафисте 12.
- Последняя песня в акафисте — 13-й кондак, небольшая молитва-обращение с заключительной просьбой, повторяющаяся трижды подряд.
- Также после акафиста всегда читается молитва.
Акафисты поют и читают дома и в храме в любые дни, кроме дней больших постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского.
Можно читать акафисты праздникам (например, Преображению Господню, Вознесению) накануне и в день праздника — также дома или заказывая их в церкви как отдельный молебен.
Зачастую в церквях совершают еженедельные акафисты особо чтимым в этом приходе святым.
Акафисты Богородице и акафист Владимирской иконе Божией Матери
Существует множество чудотворных икон Божией Матери, почитаемых Православной Церковью. Традиционно перед разными иконами Богородицы молятся в разных обстоятельствах, разных житейских трудностях. Помните о том, что Божия Матерь одна, однако каждый человек может избрать любимый образ Божией Матери и обращаться с молитвой к Царице Небесной перед ним.
- Перед чтением акафиста дома лучше приобрести или взять избранную икону Богородицы, поставить ее перед собой, зажечь свечу и помолиться.
- После молитвы можно поцеловать икону по традиции — это называется «прикладываться к иконе»: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображения на иконе, перекреститесь еще раз.
Одним из древних акафистов Русской Православной Церкви являетс
я акафист перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Это, пожалуй, главная икона в истории России, знаменитый на весь мир образ, прославленный своими чудотворениями в войнах, в судьбах царей и полководцев и, конечно, обычных людей. Кроме того, Владимирская икона — подлинный шедевр изобразительного искусства, который хранится в Третьяковской галерее Москвы.
Акафист Владимирской иконе Божьей Матери, по преданию, читали и государи, и архиереи, и военачальники. В этом торжественном песнопении — его можно читать и самостоятельно, из дома — Богородицу прославляют как Всемогущую Царицу Неба и Земли, Которая милостиво и чудесно подает Свою помощь нуждающимся и несправедливо обиженным.
Верующие люди, любящие Царицу Небесную и чтущие Ее святой образ, читают акафист и в обычные дни в разных обстоятельствах:
- При необходимости бороться с врагами — земными и бесплотными, то есть недоброжелателями и бесами.
- При сомнениях в вере, в Боге, в себе и дальнейшем жизненном пути.
- При многих бедах в жизни, подозрении на колдовское воздействие и порчу.
- В душевном волнении, тревоге и депрессии.
- В бессилии перед греховными страстями и телесными немощами.
- В растерянности при принятии трудных решений.
Читать акафист Владимирской иконе Божьей Матери можно единожды или каждый день. Есть благочестивая традиция читать акафист 40 дней или год подряд — на этот подвиг лучше взять благословение священника.
Каждый акафист завершается различными молитвами Господу или святому, а каждый акафист Божией Матери или Ее иконе — следующей молитвой, которую можно читать онлайн на русском языке:
Царица моя Преблагая, надежда моя — Богородице! Принимающая сирот, странников Предстательница, скорбящих Радость, несправедливо обижаемых Покровительница! Видишь мою беду, видишь и мою скорбь — помоги мне как немощному, накорми меня, как странника. Обиду мою знаешь, избави меня от нее, как захочешь. Я не имею ни другой помощи, кроме Тебя, ни другой Предстательницы перед Богом, ни благой Утешительницы, кроме Тебя, о Богоматерь! Сохрани же меня и покрой во веки веков. Аминь.
Как отличить канон от акафиста
Канон читается в церкви за богослужением ежедневно, а акафист — только в день Похвалы Богородицы, Субботу Акафиста (перед Благовещением). Остальные акафисты читают дома или во время молебнов с акафистом, которые совершаются на заказ или по приходской традиции.
Считается, что акафист более легок для восприятия, ведь в нем меньше описательных частей, библейских цитат.
Известно, что большинство канонов создано отцами Церкви, святыми, а вот ряд акафистов написан простыми мирянами. Этот жанр особенно любим в России по сравнению с иными православными странами и широко распространился у нас в XIX веке.
Акафист рассказывает о новозаветных событиях, редко вспоминая Ветхий Завет.
Акафист меньше привязан к богослужебному уставу.
Самое просто отличие, которое бросается в глаза даже ученикам воскресных школ — в акафисте много раз встречается слово-призыв «Радуйся».
Да хранит вас милосердный Господь!