Первые минуты знакомства с православным священнослужителем и богословом митрополитом Илларионом ознаменовываются пониманием его пронзительности и глубины взглядов. Несложно осознать, что этот человек необычного склада ума, знает нечто большее, чем истина, ему известно нечто сокровенное, он старается любыми усердиями поведать свое понимание о великом людям. Становится ясно, что он жаждет сделать души живущих в этом мире чище и добрее.
Илларион Алфеев – является доктором Оксфордского университета и, наряду с этим, Богослов-ского института в столице Франции. Кроме того, Илларион входит в совет Синодальной комис-сии Русского православия, возглавляет секретариат Московского Патриарха в области межхри-стианского взаимодействия в области внешних церковных связей, ему принадлежит авторство музыкальных работ, таких как эпические оратории и сюиты, написанные для камерного исполнения.
Table of Contents
Митрополит Волоколамский Иларион: биография
В земном мире Митрополита Иллариона кличут Алфеевым Григорием Валериевичем, который рожден 24 июня в 1966 году. Он с рождения обречен иметь успех в музыке, ведь он является вы-пускником школы Гнесиных. После Григорий окончил Московскую государственную консерва-торию. Два года службы в войсках Советской армии стали местом, где Алфеев принял решение пойти служить в Виленском Свято-Духовом монастыре и стать там послушником.
Семья
Григорий Валериевич уроженец российской столицы, на свет появился в семье интеллигентской. Его деду, Дашевскому Григорию Марковичу, принадлежит авторство большого количества исто-рических учебников, повествующих о годах Гражданской войны в Испании. К несчастью, в 1944 году Валерий Григорьевич погиб в схватке с немецкими захватчиками. Отцу будущего Митропо-лита, Дашевскому Валерию Григорьевичу, принадлежит множество научных трудов физико-математических наук. Он является автором ряда монографий в области органической химии. Од-нако отец Григория не все время жил с семьей, вскоре после ухода от родных, он стал жертвой несчастного случая. Матери Григория, по профессии писательнице, выпала горькая участь в оди-ночестве растить мальчика. Крещен Митрополит был, когда ему исполнилось одиннадцать.
Последующее время после крещения Илларион провел, получая образование в специализирован-ном учреждении музыкального искусства среднего образования имени Гнесиных в Москве, по специальному направлению скрипка и композиция. Григорию было 15 лет, когда он стал чтецом в храме Воскресения Словущего. Окончив школу в 1984 году, Илларион стал студентом на ком-позиторском факультете консерватории в Москве. Проучившись там всего 3 года, Григорий пре-кратил учебу и стал послушником в Виленском Свято-Духовом монастыре.
Священство
В 1987 году Илларион был пострижен и вступил на путь монашества.
В 1989 году он получает образование в Москве, оканчивает духовную семинарию, где обучался на заочной форме обучения, после сдаёт вступительные экзамены в Московскую духовную ака-демию, и получает кандидатский уровень богословия. Спустя некоторое время Илларион стал преподавателем, развернув свою деятельность в Свято-Тихоновском богословском институте и университете Святого апостола Богослова.
Спустя три года после пострига, Илларион Алфеев получает право настоятельства в Благовещен-ском кафедральном соборе Литвы.
К 1993 году Митрополит Илларион становится аспирантом Духовной академии и отправляется в университет в Оксфорд. Уже к 1995 году он получает научное звание в Оксфордском универси-тете и становится доктором философии. Последующие 6 лет Илларион занимается работой по налаживанию внешнего сотрудничества церкви с заграничными церквями. Далее Алфеев получает право священнослужения в Московском храме Святой Екатерины. 1999 год озна-меновался для Иллариона получением научной степени — «доктор богословия» в парижском православном Свято-Сергиевском институте.
Спустя три года после получения звания доктора богословия, Митрополит Илларион стал Керчинским епископом. В январе 2002 архимандрит принял сан архимандрита в Смоленске в кафедральном соборе, и уже спустя 7 дней был хиротонисан в епископа московского храма Христа Спасителя.
Работа за границей
В 2002 Илларион был направлен на служение в Сурожской епархии, которую возглавлял митро-полит Антоний. Но спустя некоторое время он стал целью всего епископата, который возглавил епископ Василий, и уже в последующем десятилетии который лишится священного сана и мона-шества, так как принял решение заключить брак. Все эти события произошли по причине обли-чительных отзывов Иллариона о данной епархии, за что на него хлынула критика архиерея Антония, где он обозначал невозможность их сотрудничества. На эти критические замечания Григорий Валериевич оказался стойким и сумел выступить публично, и снять обвинение, настоять на правоте своих мыслей.
В окончании он был отозван из данной епархии и назначен ее ведущим руководителем в сфере работы с взаимным сотрудничеством с ведущими организациями Европы. В своих публичных выступлениях Митрополит утверждал, что толерантности религиозной Европы недопустимо за-бывать о своем христианском происхождении, ведь это – важнейшая духовная и нравственная составляющая, определяющая европейское соответствие.
Музыка
Митрополит Илларион, начиная с 2006 года, начал активно посвящать себя написанию музыки, о чем свидетельствует множество написанных им произведений: «Рождественская оратория» и другие. Творчество Иллариона было высоко оценено, после получения благословения Алексием II, его труды были исполнены на множестве концертов по всему миру, в том числе и в России. Данные произведения завоевали признание публики – зрители стоя аплодировали выступлениям.
Работы Митрополита Иллариона с Владимиром Спиваковым ознаменовались в 2011 году сов-местным трудом над Рождественским фестивалем духовной музыки в Москве, который прохо-дил во время праздничных январских гуляний.
Служение по совести
В промежуток времени с 2003 по 2009 годы автор множества музыкальный произведений, таких, как «Божественная литургия», уже имел статус епископа Венского и Австрийского. После был избран Волокаламским епископом и получил членство в Синоде, стал викарием московского патриархата и, к тому же, получил право быть настоятелем столичного храма Богоматери.
Одновременно с этим, патриархом Кириллом за верность служению и усердие посвятить себя Российской православной церкви Илларион был возведен в сан архиепископа. Спустя год его вознесли в сан митрополита.
Митрополит Илларион: православие
Стоит указать, что Илларион, где бы он не находился, всегда являлся представителем Русской православной церкви. Он с особой ревностью относился к интересам православия и защищал их на всяческих межхристианских встречах, конференциях и форумах.
Проповеди Иллариона
Каждая проповедь, написанная Илларионом Алфеевым, поистине очень цельна и правильно структурирована. Слушатели были внимательны во время их прочтения, ведь за его плечами не-соизмеримый опыт, передаваемый им в виде множества литературных творений, необыкновен-ных по своему содержанию. Именно такие литературные вещи побуждают нас к великому познанию христианства.
Книги по богословию
Большое количество известных и всемирно признанных лучшими произведениями трудов отно-сятся к числу работ Митрополита Иллариона. Читая книгу, становятся ясны мысли отцов право-славия о призыве Божьего благословения через практическое применение молебна Иисуса и Бо-гослужения. Книга освещает переосмысливание церковного опыта и умение его выразить. За этот труд автор в 2005 году стал обладателем Макариевской премии.
Книга о «Преподобном Симеоне Новом Богослове и православном предании», написанная Алфе-евым, является образцом перевода его диссертации, которую он защитил в университете в Окс-форде на факультете богословия. Докторская работа сан митрополита повествует о его исследо-вании отношения богослова Преподобного Симеона в 6 столетии к православию и службе, Свя-щеннописанию, мистическому и аскетическому богословию.
Митрополит Илларион не оставил без внимания Исаака Сирина, которому посвящен его труд в книге «Духовный мир Исаака Сирина». Речь в книге идет о сирийском святом, который является единственным, кому удалось донести духовенство евангельского сострадания, любви. Сирин чи-тал молитвы во благо людей, всего живого, и даже темных сил. Исходя из его учений – ад тоже считается любовию Божьей, воспринимаемой грешными в качестве боли и сострадания, так как они ненавидят это любовь и не принимают её.
В книге «Жизнь и учение святителя Григория Богослова» описан весь жизненный путь учений, которые отчеканили догмат о Пресвятой Тройце, написанных великим святителем и отцом.
Награды и титулы
Творческая жизнь знаменитого Митрополита Иллариона нельзя оставить без внимания. Активы этого святца насчитывюет великое множество наградных вручений, среди которых различные наградные листы, медали, звания и ордена II столетия, которые были вручены ему в США, Мол-дове, Эстонии. Кроме того, в коллекции наград Иллариона имеется орден Святого мученика Исидора Юрьевского II столетия, врученный ему в 2010 году эстонскими коллегами, и золотой слиток в виде медали из Болонского университета, полученный им в 2010 году в Италии, и орден Сербских Соколов, обладателем которого он стал в 2011 году. Этот список не исчерпывает то множество знаков отличия и наград известного Митрополита.
Фильмы Митрополита Иллариона
Иллариону Алфееву принадлежит авторство достаточно известных картин, среди которых: «Че-ловек перед Богом» — включающий 10 серий, вышедший на экраны в 2011 году, знакомящий с миром православной церкви — «Путь Пастыря», который посвящен юбилею патриарха Кирилла, вышедший в 2011 году, «Церковь в истории» — история появления и развития христианской рели-гии, «Византия и Крещение Руси» — сериал, появившийся на экранах в 2012 году, «Единство вер-ных» — кинолента, посвященная 5-летию единства московского патриарха и Российской право-славной церкви за рубежом (вышла лента в 2012 году), «Путешествие на Афон» (данная картина увидела свет в 2012 году), «С Патриархом на Афоне» (2014 г.), «Православие на Афоне» (2014 г.), и другие не менее успешные работы в кино.
Нет в мире человека, который после прочтения его книги или просмотра фильма, снятого Илла-рионом, который остался бы в стороне от мыслей о высшем духовном созерцании и умиротворе-нии. Его понимание духовного способно побудить к очищению и богослужению, как высшей степени веры христианской.