Table of Contents
Преображение Господне: история праздника Яблочный Спас
- Сильные молитвы Николаю Чудотворцу в болезни, в беде
- Сорокоуст о здравии и за упокой — как правильно заказать
- Молитвы Серафиму Саровскому разные
Известно, что в Православной Церкви ежедневно совершается память святого или праздник в честь важного для учения Христова исторического события. Каждый церковный праздник имеет особый назидательный, воспитательный смысл. Праздники Церкви сохраняют истинное назначение праздников — это обновление жизни, напоминание об особых событиях, а не просто пьяное веселье, разнузданные потехи.
Многие церковные праздники стали поистине народными, к ним приурочили приметы, стали приносить на освящение, то есть благословение Богом в церкви определенные сезонные плоды, молиться об определенных вещах, связанных с праздником.
Преображение Господне в круге церковных двунадесятых праздников
В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.
Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.
В каждой православной стране эти праздники отражают традиции, национальный менталитет и исторически сложившуюся культуру. Так, в России и Греции в разные праздники приносятся на благословение земные плоды. Элементы славянской обрядовости сохранились, например, в традициях колядования на праздник Рождества на Украине, в России и Беларуси.
Благодаря терпимости и любви Православной Церкви множество древних добрых традиций дошло до наших дней.
Эти дни — словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники.
Двунадесятые праздники делятся по содержанию:
- Господские (Господние) — восемь праздников,
- Богородичные — четыре,
- дни памяти священных событий.
По торжественности богослужения, определяемой Уставом:
- малые,
- средние,
- великие.
По времени и дате празднования:
- неподвижные;
- подвижные.
К двунадесятым праздникам не относится Светлая Пасха Господня. Это «праздников праздник и торжество из торжеств». По сравнениям церковных писаний, двунадесятые дни – словно звезды, Рождество Христово из них можно сравнить с луной, а Святая Пасха – Солнце, без него (без Воскресения Христова) и жизнь невозможна, и звезды меркнут.
Значение Преображения Господня
Дни двунадесятых праздников — словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники.
Преображение — один из двенадцати главных праздников Православной Церкви. Празднуется он ежегодно 19 августа, в народе его еще называют Яблочный Спас. По своей значимости он стоит наравне с Рождеством Христовым и праздником Святой Троицы — Пятидесятницей. В этот день воспоминается событие явления Иисусом Христом Своей Божественной природы обычным людям — его ученикам. Трое из них стали свидетелями Преображения с виду обычного Человека, Которого они знали как Своего Учителя по имени Иисус, во Всемогущего Бога, освещающего неземным Светом всё вокруг.
История Преображения Господня в Евангелии
Праздник отмечается в соответствии со словом Евангелия, где подробно описано это великое событие. Христос взошел на гору Фавор (которая и поныне существует в Израиле) и перед тремя ближайшими учениками — апостолами Петром, Иаковом и Иоанном — явил Свою Божественную природу, показавшуюся зримо тем, что одежды Господа сделались ослепительно белыми, источающими свет — евангелист сравнивает их с сияющим под солнцем снегом. Неземным светом просиял и Его лик. Рядом со Христом явились давно умершие пророки Моисей и Илия, и Господь начал беседовать с ними. Апостолы же были в изумлении, говоря современным языком — в шоке от увиденного.
Праздник Преображения называют еще Яблочным Спасом — в этот день православные христиане приносят в храмы часть нового урожая, прося Господа благословить и умножить плоды земли. Конечно, особенно важен этот праздник был до революции, когда большинство населения составляли работающие на земле крестьяне. Широко празднуется он и сегодня в православных странах с развитой аграрной культурой.
Народные традиции к Преображению Господню
Преображение — один из самых любимых народом праздников. Не только потому, что в этот день духовенство одето в особо красивые облачения с искусно вышитыми яблоками и виноградами, и не потому, что в храмы принесены самые красивые фрукты и овощи, а вокруг витают приятные запахи. Это день, когда каждый из нас вспоминает о том, что стоит попросить, помолиться — и наша жизнь будет освещена Светом и советом Христовым. Не пренебрегайте и беседой со священником: Господь по вашей вере скажет вам через священника именно Свою волю.
За Литургией в этот день освящают яблоки (по русской традиции, изначально в Византии освящали виноград), потому и праздник имеет название Яблочного Спаса.
Любая молитва — это не обряд, совершаемый с определенной целью. Это предстояние перед Всемогущим Господом с любовью и смирением, то есть верой в то, что Господь знает, как лучше для нас, с готовностью принять Его волю о нас. Известно, что наша жизнь лишь кажется свободной: мы зависим от обстоятельств, людей, политической обстановки, наше здоровье зависит от погоды, а жизнь — от случайностей вроде неисправности в автомобиле. Если мы не доверяем свою жизнь Богу, на нас будут воздействовать злые силы. Поэтому молитва ко Господу — наша защита.
Есть традиционные молитвы, которые по молитвослову читают православные христиане утром и вечером. Можно заменять их чтением Иисусовой молитвы по четкам, можно сократить — в любом случае стоит посоветоваться со священником, зайдя в храм. В то же время, можно начать читать периодически или ежедневно молитву своему Господу — например, молитву Преображению Господню, молитву Богородице или любимому святому. Молитесь в тишине, перед иконами. Можете читать молитвы в храме, когда там нет богослужения — это не запрещается. Побывайте в церкви и помолитесь за богослужением.
Богослужение на Преображение
Если праздник выпадает на воскресный день, его торжество делится с праздником Воскресным, А если на будний — вся служба посвящается только празднику.
- На Всенощной бдении, вечером, поется величание празднику со стихами из избранного псалма, а также великий прокимен на вечерне
- «Честнейшую Херувим» — песнопение Богородице не поют, заменяя припевами праздника.
- Утром за Божественной Литургией поют антифоны (чередующиеся стихи) Преображения.
- На Великом входе читается праздничный стих.
- После прочтения заамвонной, заключительной молитвы всегда совершается освящение плодов нового урожая.
Праздник в пост
Время Успенского поста отмечается тремя Господскими (в честь Господа Иисуса Христа) праздниками: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, середина — Преображением Господним, а завершается памятью Нерукотворного образа Спасителя.
14 августа — первый день Успенского поста, Происхождение (то есть обретение и чествование) Дерева Животворящего Креста Господня. Его называют еще Медовым Спасом (к этому дню пчелиные соты наполняются медом и начинается его сбор, на который благословляют особой молитвой) и Мокрым Спасом (по крестьянской традиции в этот день чистили колодцы и совершали водосвятные молебны над ними.
29 августа — Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая.
Успенский пост — традиция, установившаяся уже в первые века христианства уже признавали. Этот пост, как и другие, установлен Церковью, чтобы мы к светлому празднику пришли с чистым сердцем, легкой душой и обновленным телом, чтобы могли благоговейно почтить Пресвятую Богородицу. Матерь Божия нуждается не в дорогих подарках, но в нашем чистом сердце, добрых делах и исполнении слова Божия, данного в Евангелии.
В понедельник, среду и пятницу уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом.
Что есть на Преображение
Рыба, икра, вино во время Успенского поста, как и во все посты, разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники. Это как раз праздник Преображения Господня, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
Людей, подверженных вредной привычке курения, Церковь призывает отказаться от нее или ее ограничить.
Важно понимать, что пост – не цель, а средство для смирения своей плоти, чтобы очиститься от грехов через воздержание в пище. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов в отношении пищи каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.
Продолжительность и мера поста могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, пост в отношении пищи может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).
Длительный пост для беременной женщины остается ограничением по силам: например, с отказом только от одного вида пищи (или мяса, или молока и яиц, или рыбы). Иногда для здоровья ребенка врачи запрещают ограничения в пище — это нужно принять спокойно, сообщив священнику на исповеди. Главное — не переедать, есть в меру и не ради наслаждения, не чревоугодничать. То же самое относится к Великому посту. Можно, например, поесть вареного мяса вместо жирного стейка на гриле.
Икона Преображения
В этот день Иисус Христос преобразился и просиял перед учениками, поэтому христиане часто ставят образ «Спаса в Силах», где изображен Господь в сияющих одеждах, на главное место в доме и в храме при неимении праздничной иконы Преображения.
Образ показывает важнейшие догматы Православной веры, заключает в себе толкование Библии и пророческое представление главного события мировой истории — Страшного Суда.
Необычное название иконы «Спас в Силах» означает, что в конце времен Господь Иисус Христос предстанет перед людьми всех веков как сильный и славный Вседержитель, окруженный Небесными Силами, то есть разными членами Ангельской иерархии: Серафимами, Херувимами, Престолами, Господствами… На иконе вокруг Христа изображается и ряд символов, охватывающих земную историю, людей и животных — так, как, в соответствии с Божественным Замыслом, мир после Страшного Суда вновь обретет черты рая, когда все земное и небесное соединится под властью Христа. Слово Спас — сокращение от слова Спаситель, означающего, что Господь спас всех людей от рабства греха.
Интересно, что именно икона «Спас в Силах» является созданным в Древней Руси типом образа. Он относится к иконографии так называемого Пантократора, распространенной в Византии, но глубокое богословское осмысление и символичность изображения эта иконография получила только у древнерусских иконописцев.
Стандартная икона Преображения — это изображение Христа, стоящего на горе между пророками Моисеем и Илией, в белых одеждах. От Христа исходит яркий свет, позднее это явление как Свет Фаворский, нетвердый, но не показанный Христом в земной жизни, изучали богословы-исихасты. Внизу, под горой, позах ужасающихся людей, закрывающих себе глаза, лежат ученики Христа — Петр, Иоанн и Иаков. Господь именно им показал Свое Преображение как боле просвещенным, более готовым. Он провидел, что они будут накидать людей и хотел, как сказано в песнопениях праздника, вразумить их: они должны были понять, что Распятие Христа будет добровольной Жертвой Бога за людей. Позже об этом они рассказали в Евангелии и своих посланиях христианам, своих устных проповедях.
Молитва на Преображение
Молитвы в праздник Преображения Господня — это обращение ко Господу о просвещении каждого человека Светом Христовой Истины, направлении его на верный путь. Каждый из нас идет по жизненному пути в определенном направлении, ежедневно и даже ежеминутно делая свой выбор: на какую работу пойти, на ком жениться, когда рожать детей… Необходимо просить Господа о том, чтобы Он подсказал верный выбор нашему сердцу, правильный путь нашей душе. Об этом будет свидетельствовать внутренний покой, радость о сделанном выборе.
Акафист Преображению Господню читать можно в любой день года, ведь это обращение ко Христу с просьбой просветить жизнь человека Светом Истины, молитва о помощи да, пожалуй, и один из самых торжественных акафистов в церковной сокровищнице молитвословий. Акафист — длительной песнопение, можно назвать его кратким богослужением, которое может совершить мирянин.
Акафист — одна из самых распространенных длительных молитв, точнее, богослужений, которые могут быть совершены и в церкви, и дома. Кроме того, большая часть акафиста поется на один мотив, который вы можете услышать в церкви.
Также можно читать онлайн на русском языке краткие молитвы на Преображение, поющиеся в церкви накануне и в день праздника
Тропарь
Преобразился на горе, о Христос Бог наш, показавший учеником Твоим славу Твою, как Ты можешь просиять, чтобы воссиял и нам, грешным, Свет Твой, несобранный и существующий прежде времен, молитвами Богородицы, Светодавец, слава Тебе.
Кондак
На горе преобразился Ты, и как смогли понять ученики Твои славу Твою, Христос Бог наш, увидели, чтобы, когда они увидят Тебя распинаемого, поняли, что страдание Твое добровольное, а миру проповедуют, что Ты сияние Отца.
Да благословит вас Господь и просветит светом Своей Истины!