Table of Contents
Святитель Феофан Затворник — житие, икона, помощь святого
- Молитвы Иоанну Кронштадтскому
- Акафист Серафиму Саровскому
- Сильные молитвы от одиночества
Феофан Затворник – святой, архиерей Русской Церкви, богослов и публицист. Он не только оказал влияние на общество, не только стал известной и значимой исторической фигурой, но и просиял на Небесах.
Святые — как, впрочем, и любые ученые, поэты, писатели — это обычные люди, такие же, как мы с вами. Но они много работают над своей духовной и душевной жизнью, над своим образованием — действительно, есть и святые простецы, но многие православные святые — умнейшие люди своего времени. Так и труды святителя Феофана по сей день изучаются многими философами и богословами, являясь к тому же величайшей духовной помощью для каждого православного христианина.
Интересное прозвище — Вышенский затворник — святитель Феофан получил благодаря своей жизни. После выхода на покой (пенсию) он ужесточил аскетические подвиги, особым образом оставшись совершенно наедине с собой.
Икона святителя Феофана Затворника
- Молитва в дорогу
- Молитва задержания зла Пансофия
- Молитва Матроне Московской в болезни
- Молитва от тюрьмы
Икона святителя Феофана Затворника почитается православными от простых людей до богословов. Как архиерей святитель был не раз зарисован живописцами с натуры. Его внешность хорошо известна, даже запоминается.
Святитель имеет сухощавое лицо, светлые глаза, седую длинную бороду, волосы также седые и немного кудрявые, они спускаются волнами на плечи из-под архиерейской митры или монашеского клобука.
Святитель изображен в праздничном красном облачении архиерея, с митрой и с посохом в руке или в епископской фиолетовой мантии. Правой рукой он благословляет верующих или держит крест. Жезл — символ архипастырской власти, его по сей день обязательно на богослужения выносят вслед за архиереями, ведь в Евангелии духовенство Господь часто сопоставляет с пастухами, пасущими и оберегающими народ, как овец, хранящих его от бесов — духовных волков. Также часто святитель изображается с книгой в руках — многие считают ее символом его духовных трудов, но в действительности в православной иконографии так, с Евангелием, изображаются многие святители, начиная от Николая Чудотворца.
На иконах святителя во весь рост он изображается или в той же фиолетовой мантии, или в облачении архиерея времен Византии — с черными крестами.
Редкий тип иконографии святителя Феофана — житийная икона, то есть вокруг изображения самого святого поставлены клейма, на которых запечатлены разные эпизоды из жизни святого. «Читать» такое живописное житие нужно слева направо и сверху вниз. В отличие от других икон, здесь бывает более десятка сюжетов: эта иконография продолжала развиваться в течение веков. Само изображение преподобного, вокруг которого строятся клейма, обычно представляет его в полный рост в традиционных архиерейских одеждах с благословляющим жестом правой руки.
Житие святителя Феофана, Затворника Вышенского
Будущий святитель родился в семье сельского священника Орловской губернии Василия Говорова, и при рождении был назван Георгием. Первые шаги в церкви святитель сделал еще в детстве: мудрые родители дали ему и начальное образование, и подготовку к священническому служению. В то время многие дети священников продолжали династию, священство было особым сословием. Маленький Георгий с детства прислуживал в алтаре и любил молитву.
В 1829 году Георгий окончил духовное училище в Ливне и поступил в Орловскую духовную семинарию: преподаватели ценили его за рвение к знаниям. Как лучший воспитанник семинарии за счет государства он был отправлен Киевскую духовную академию, находящуюся по сей день на территории Киево-Печерской лавры. Здесь святитель получил и знания, и духовный рост: он много времени проводил в молитве у мощей Киево-Печорских святых, в пещерах.
Здесь к концу курса обучения года он принял монашество — пройдя ряд трудов, положенных послушнику, над ним был совершен постриг в рясофорного инока с наречением имени Феофан. Известно, что на постриг святого собрались многие: он был уже известен и любим многими людьми, учителями и учениками.
Рясофорный постриг — это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды. В это время святитель, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако святитель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни и принял затем постриг мантийный. Мантия — «малый ангельский образ», малая схима. Святитель дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества. Через несколько месяцев святитель был посвящен в иеродиакона (священнослужителя, который прислуживает за богослужениями священнику, но не может совершать Таинства Церкви), а затем в иеромонаха — священника, носящего монашеский сан.
Будущий святитель остался преподавать: на протяжении нескольких десятилетий отец Феофан был ректором и инспектором ряда духовных учебных заведений: Киевско-Софийского училища, Новгородской и Олонецкой семинарий, наконец, Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Как преподаватель СПбДАиС святитель в 1847 году вошел в состав созданной Церковью Духовной Миссии в Иерусалиме — своеобразного церковного посольства. Здесь святитель налаживал контакты между Православными Церквями, а также занимался научной деятельностью: изучал языки, общался с представителями различных конфессий, рукописями Святых Отцов. В 1855 году святитель был награжден саном архимандрита и должностью настоятеля храма при дипломатическом посольстве России в Константинополе.
По возвращении в Россию святитель Феофан некоторое время был ректором Санкт-Петербургской ДУховной Академии, а затем был хиротонисан в архиереи. С 1859 по 1866 он занимал кафедру Тамбовскую и Шацкую, затем Владимирскую.
В обеих епархиях он был инициатором ряда просветительских миссий:
- Организовал издания региональных газет «Православные ведомости»,
- Совершал открытия епархиальных училищ для юношей и даже девушек, что в те времена было редкостью,
- Совершал посещения даже самых отдаленных приходов.
Здесь он заботился о нравственном состоянии священников, монахов и мирян, боролся с остатками языческих обычаев, пьянством, хулиганством. Современники свидетельствовали, что везде, где святитель ни появлялся, он своим спокойным нравом, заботой о людях мог поднимал нравственность, заботился о молитве и богобоязненности в городе ли, в храме, в учебном ли заведении. Известно, что святитель способствовал и просвещению людей, и сам жил более чем скромно, а многие пожертвования отдавал нищим, ходил по бедным семьям и тайно, чтобы подавать милостыню.
Немногие архиереи постоянно объезжают свои епархии, предпочитая вызывать священников в кафедральный город. Однако святитель Феофан лично, заботясь приходах, объезжал даже самые отдаленные церкви и деревни. Он посещал и богатых, и бедных людей, узнавал об их жизни и подавал архипастырские наставления: благодаря своей праведной жизни в трудах и молитвах владыка Феофан обрел от Бога дар прозорливости и чудотворений.
Всю жизнь он стремился к уединенной молитве и отшельничеству — возможно, это чувство появилось в нем после молитвенной практики в Киево-Печерской лавре. Потому в 1866 году святитель подал прошение об освобождении от управления епархией и выходе на покой. Конечно, многих это удивило. Святителя назначили настоятелем Вышенской обители в Рязани, а затем он попросил об увольнении и с этой должности, чтобы предаться молитве и трудам.
Затворничество святителя Феофана Вышенского
По примеру многих древних святых отцов Церкви святитель Феофан затворился в келье. Отметим, что для России XIX века это был совершенно беспрецедентный случай. В то время широкие круги общества относились к Православию как религии для бедных людей ограниченного кругозора. Просияли в это время лишь старцы Оптиной пустыни, святитель Игнатий (Брянчанинов) — и то сама официальная Церковь удивлялась их подвигам.
Святитель Феофан же продолжил традицию подвига безмолвия и затворничества, идущую из древних монастырей и продолжившуюся как раз в Киево-Печерской лазер, воспитанником которой он был.
Святитель закрылся в келейном корпусе, в отдельном помещении из трех небольших комнат: кабинета, молельни, спальни — и выходил только на галерею, чтобы подышать воздухом. Он устроил крохотную домовую церковь, где в одиночестве каждый день совершал Литургию. Здесь святитель почти никого не принимал, особенно праздных гостей, молился, писал богословские и духовные труды, письма-наставления духовным детям, а также играл на музыкальных инструментах и пел духовные песнопения. Святитель также трудился физически, справедливо говоря, что тело — храм Божий и нужно его утруждать, чтобы поддерживать в форме и заставлять служить Богу и людям. Владыка Феофан резал по дереву, писал иконы, шил сам себе одежду, одеваясь более чем скромно.
Так святитель прожил более 28 лет и отошёл ко Господу 6 (19) января — в праздник Крещения Господня, Богоявления (важно, что само имя Феофан с греческого переводился как Богоявление!). Для всей братии обители это стало знаком особой милости Божией к святителю. Известно, что его отпевание прошло при большом стечении народа, во гробе архипастырь лежал со светлой улыбкой на лике. Тело святителя пребывало в Казанском соборе Вышенской пустыни, под мраморным надгробием, на котором были высечены ноты и вырезана каменная митра.
Мощи Феофана Затворника и чудеса святителя
Мощи святителя были тайно обретены несколькими священниками в 1970-х годах. Тогда на территории обители была психиатрическая больница, храм был складом, а сам мощи были засыпаны безбожниками мусором. Однако Бог поругаем не бывает: мощи достали по частям, они были абсолютно высохшими, остался только скелет (это также свидетельство святости). Сначала их увезли в Троице-Сергиеву лавру, а когда святителя Феофана прославили в лике святых — это произошло в 1988 году — их вернули в Рязанскую епархию. Долгие годы мощи пребывали в храме села Эммануиловка в приделе, построенном и освященном в честь святителя.
Затем, с возрождением Вышенской обители, по благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго, их торжественным крестным ходом перенесли туда, и сейчас телом святитель почитывает в родной обители, напротив сохранившегося келейного корпуса, где он и был в затворе — в Сергиевском храме.
Еще в Эммануиловке от мощей начали происходить чудеса.
- Не ходивший с рождения ребенок после омовения в источнике и приложения к мощам внезапно сам стал не только ходить, но и бегать.
- Исцелился от тяжелого, долгого радикулита летчик.
- Страдавшая грыжей позвоночника и готовившаяся к операции женщина полностью исцелилась после омовения в источнике и молитвы.
Труды и творчество святителя Феофана
Святитель Феофан Затворник оставил поистине великие труды. Они касаются и богословских тем, и духовных; он сделал доступным для всех православных наследие святых Отцов Церкви и показал простоту духовной жизни.
Очень известна книга «Мысли на каждый день» Феофана Затворника. Для каждого дня им написала краткая заметка-размышление, в основном, на тему читаемого в этот день по церковному Уставу места в Новом или Ветхом Завете. Сегодня книга не только издается, но и распространяется в мобильных приложениях вместе с календарями.
Другими работами святителя являются книги «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?», «Как начинается в нас христианская жизнь?», духовные письма, толкования на Апостольские послания, поучения. Важным трудом святителя стало «Добротолюбие избранное для мирян» — поучения древних святых, переведенные на русский язык (удивительно — слова святых перевел современный святой). Этим трудом пользуются по сей день ученики духовных учебных заведений и все православные христиане.
Почитание Феофана Затворника
Память святителя Феофана отмечается всей Православной Церковью дважды в год:
23 января, в день преставления святителя ко Господу,
29 июня, в день перенесения мощей святителя Феофана из Эммануиловки в Вышенскую пустынь.
Многие люди съезжаются в эти дни в Вышенский монастырь. К этим дням не раз приурочивали научные конференции, на которых ученые и философы анализируют произведения великого святого, его житие.
В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Они были составлены почитателями и свидетелями чудес святого вскоре после его смерти. Пастырь народный не оставляет всех людей и по своей смерти. Краткие молитвы святому можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент, в болезни, при трудных жизненных обстоятельствах:
Православия наставник, благочестия и чистоты учитель, Вышенский подвижник, святитель Феофан, умудренный Богом, твоими трудами Слово Божие разъяснял всем людям и всем православным христианам путь ко спасению указал, молись же Христу Богу о спасении душ наших.
Имя твое означает Богоявление, о святитель Феофан, ты же и трудами Твоими многим людям Бога явил и просветил их, теперь же с Ангельскими Силами стоишь у Престола Святой Троицы, молись же непрестанно обо всех нас.
В чем помогает святитель Феофан
В молитвах к святителю люди просят об избавлении от любых бед и несчастий, а также при трудностях в учебе, работе, научной деятельности.
В непростые моменты жизни мы понимаем: наша судьба во многом зависит от воли Божией, Господь являет ее в обстоятельствах и случайностях. Часто мы сами уже не можем повлиять а свою жизнь — например, не можем сами избавиться от порочных привычек, не можем сами найти хорошую работу — и это самое время, чтобы попросить помощи у Господа и Его святых.
Святитель Феофан Вышенский заботился о целых городах и учебных заведениях при жизни, успевал узнать нужды каждого, исправить и изменить к лучшему людей. Вот почему и после смерти он почитается как добрый заступник, целитель и помощник — и есть многие свидетельства о помощи святителя по молитвам к нему.
Святитель Феофан, по свидетельствам молящихся ему и по записям чудес от его святых мощей, имеет особую благодать помощи
- в исцелении недугов взрослых и детей,
- в учебе,
- при трудностях в работе,
- ученым — в научной деятельности, создании диссертаций, монографий,
- в изменении характеров человеческих,
- в осознании своих грехов, покаянии,
- избавлении от греховных страстей и вредных привычек,
- при зависимости от алкоголя, курения, наркотиков,
- в бедности, материальных трудностях,
- в выздоровлении душевнобольных, бесноватых,
- в скорейшем исцелении детей,
- при воздействиях колдунов.
Чтобы исцелиться и духовно, и физически, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома. Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которые старается ежедневно читать каждый православный христианин. Эти молитвы можно найти в любом молитвослове. Обычно они занимают 10-15 минут. Ежедневно к своему молитвенному правилу можно добавлять молитву святителю Феофану Затворнику.
Можно посетить любой православный храм — возможно, там будет икона святителя — или приобрести икону для домашней молитвы.
Молясь дома или в храме, зажигайте перед ней тонкую церковную свечу.
После молитвы можно прикладываться к иконе: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображенного на иконе святого, перекреститесь еще раз.
Читайте молитву со вниманием, не как заговор, а как обращение к святому. Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи.
Молитву святителю Феофану Затворнику можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:
О святитель и отец наш Феофан, архиерей славный и затворник дивный, Божий избранник и Тайн Христовых служитель, умудренный Богом учитель и апостольских слов праведный исследователь, переводчик слов отец Церкви в Добротолюбии, христианского благочестия проповедник прекрасный, жизни духовной наставник искусный, подвигов монашеских усердный исполнитель и обо всех людях ходатай благодатный!
Сейчас к тебе, на Небесах Богу предстоящему и о нас молящемуся, молимся и просим: проси у Щедрого Господа, да подаст Церкви Российской и стране нашей всей мир и благосостояние, святителям и архиереям Христовым — хранение в истине Божественной, пастве добрую помощь, лжеучителей и еретиков вразумление и посрамление; совершающим подвиги духовные и молитвенные — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; всем преподавателям и учителям — мудрость и познание Божие, учащимся — старание и Господню помощь; всем же людям православным — помощь на пути ко спасению, чтобы вместе с тобой прославляли все мы Силу, Премудрость и Благодать Господа нашего Иисуса Христа вместе с Отцом Его Бесконечным и Безначальным, со Святым и Животворящим Духом Его вечно. Аминь.
Молитвами святителя Феофана да хранит вас Господь!