Помощник и просветитель
- Молитвы Иоанну Кронштадтскому
- Акафист Серафиму Саровскому
- Сильные молитвы от одиночества
Святитель Тихон Задонский – известный общественный и церковный деятель XVIII века. Несмотря на широкую известность при жизни, на занятость – им создано множество трудов о богословии, православной жизни и истории Церкви, – он вел поистине жизнь праведника и подвижника. Как деятель Церкви он стал одним из столпов Русской Церкви, заложив фундамент устроения и развития православного духовенства вплоть до революционных событий начала XX века. Чтение молитвы и акафиста святителю Тихону Задонскому – это обращение ко святому о просвещении, спасении души, о помощи в учебе и перед экзаменами – ведь сам святитель много времени посвятил науке и обучению разным отраслям знаний.
Житие святителя Тихона Задонского – просветителя и заботливого пастыря
- Молитва в дорогу
- Молитва задержания зла Пансофия
- Молитва Матроне Московской в болезни
- Молитва от тюрьмы
Желание посвятить себя Богу у будущего святителя появилось еще в детстве. Родился он в бедной семье, но всегда стремился к знаниям, к тому, чтобы приносить пользу и помогать другим. Поступив в Новгородскую семинарию, он учился с большим рвением, узнавая внутреннюю жизнь Церкви, а затем остался преподавать в родном учебном заведении. За доброту, мудрость и широкий кругозор его ценили коллеги и обожали воспитанники.
Святитель Тихон стал архипастырем в трудный период, когда реформы эпохи Екатерины II разрушали представление людей о духовенстве и Церкви в целом. Поначалу он был викарием – то есть епископом-помощником митрополита Санкт-Петербургского (по Кексгольму – нынешнему Приозерску и Ладоге). Со временем его назначили епископом Воронежским.
Биография святителя Тихона – отражение жизни общественного деятеля и подвижника одновременно. Он вынужден был общаться с людьми большого света, постоянно сталкиваясь с отторжением Православия, насмешками над духовенством. Святитель Тихон говорил и писал о значимости духовной работы над собой и работы священников над духовным устроением паствы. Многие его труды оставались тщетными: зачастую сами священники представляли свое служение как «работу», некую необходимость только совершать обряды и не проявляли инициативы к просветительскому труду.
Многие люди в светских кругах и даже среди духовенства препятствовали святителю в его просветительской деятельности. Им, очевидно, не хотелось перемен и не нравился дух аскезы и смирения, присущий святителю. Владыка Тихон наравне общался с простым народом – ведь он был выходцем из бедняков – и активно обличал сребролюбие и хищения вельмож – говоря совершенным языком, коррупцию, злоупотребления и неоправданные траты олигархов. Кроме того, святитель осуждал праздный образ жизни высших кругов общества того времени – действительно, им незачем было понуждать к себя к труду и заботе о других, они зачастую просто наслаждались плодами труда крепостных.
Неудивительно, что святителю Тихону было трудно создавать свои труды и управлять епархией. Его здоровье постоянно ухудшалось вследствие нервного перенапряжения: вокруг него было множество интриг. Поэтому еще не старым он вышел на покой – то есть оставил управление епархией, получив по традиции небольшую пенсию. Он остался жить в небольшом доме, привечая всех приходящих к нему и занимаясь просветительскими трудами.
Тихон Задонский – общественный деятель
Святитель Тихон оставил после себя плоды многих трудов. В управляемых им епархиях он строил духовные школы, храмы и семинарии, готовил преподавателей для них, открывал общедоступные библиотеки, вел миссионерскую деятельность, поддерживал бедные семьи духовенства и, будучи сам выходцем из семьи нищего псаломщика, выводил в люди детей бедных клириков.
В Рождество-Богородичном монастыре Задонска (Липецкая область, ранее Воронежская губерния) святитель Тихон создал, по мнению исследователей, свои главные труды. Вершиной его творчества считается труд «Сокровище духовное, от мира собираемое» – о спасении современного православного христианина в миру. Это произведение, которое вошло не только в церковные анналы, но и в историю русской литературы. Святителя Тихона как писателя и мыслителя высоко ценил Федор Достоевский.
Изменить себя, не изменяя себе – мысли о психологии святителя Тихона Задонского
Одним из важнейших тезисов святителя было утверждение о том, что человек не должен оправдывать себя в своих слабостях, относя свои грехи к человеческой натуре, характеру или воспитанию – а такие мысли чаще всего звучали в русской литературе XVIII-XIX века, представляющей своих героев, как неизменяемые характеры, типы. Святитель Тихон утверждай подход, который сегодня поддерживают психологи: каждый человек может измениться, если захочет этого сам. Православная Церковь кроме психологической поддержки (которую всегда готов осуществить священник на исповеди или просто в беседе) предлагает благодать Церковных Таинств.
Многие люди свидетельствуют, как после Причастия и Исповеди или Соборования происходит чудо: в душе появляется долгожданный мир, находятся силы бороться с вредными привычками и страстями, такими как гнев, гордыня, зависть, прелюбодеяние (любовь к женатому человеку).
Святитель Тихон Задонский действительно избавился от всех страстей и пороков. Он обрел дар прозорливости и чудотворения, сам предсказал и свою кончину, а после смерти по молитвам к нему стали совершаться чудеса. Ему молятся об избавлении от физических и душевных недугов, о помощи в учебе и перед экзаменом.
Молитвами святителя Тихона Задонского да хранит вас Господь наш Иисус Христос!
Читать онлайн акафист Тихону Задонскому