Table of Contents
ДОБРЫЙ ЧУДОТВОРЕЦ, ПОМОЩНИК ВО ВСЕХ НУЖДАХ
- ИИСУСОВА МОЛИТВА
- МОЛЕБЕН О РАБОТЕ
Преподобный Амвросий Оптинский – живший совсем недавно святой, основатель Шамординский пустыни и Оптинский старец, учитель и целитель. Он оказывал очень большое влияние не только на любивших и почитавших его крестьян, но и на образованное общество XIX века. Старец стал даже прообразом литературного героя.
Что значит старец, какие чудеса совершил святой, как найти его икону и о чем ему молятся, вы узнаете из этой статьи.
- МОЛЕБЕН СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ
- МОЛЕБЕН О ЗАМУЖЕСТВЕ
ИКОНА СВЯТОГО
- Образ преподобного, где изображен он один, редок. Он изображается в мантии (коричневом плаще), под плащом также видна часть схимнического облачения — парамана (черного цвета, состоит из капюшона и широкой полосы ткани, вышитой особыми крестами). Сверху на старце надет капюшон парамана или просто монашеский клобук, на груди — крест. Икону легко узнать, если посмотреть на фотографии (сохранилось фото преподобного) и картины, — образ имеет яркое сходство с прижизненными портретами старца.
- В руках преподобный держит четки как оружие духовное (по четкам читается часть монашеского правила, это необходимый атрибут монашеской жизни, который дается монаху при постриге) или свиток, символизирующий наставления святого людям.
- Также преподобный изображается в Соборе святых старцев. Они стоят на фоне церквей обители. Святой обычно находится в первом или втором ряду, поскольку является самым известным старцем Оптиной пустыни.
ЖИТИЕ
Будущий преподобный родился 21 или 23 ноября (6 декабря) 1812 г. В Тамбовской области, село Большая Липовица, в большой семье пономаря Гренкова (церковного служащего, занимающегося колокольным звоном и хозяйством при храме). При рождении ему было дано имя Александр. Отец будущего святого вскоре умер, и Александра вместе с семью другими братьями и сестрами воспитывал дед, сельский священник Михаил Федорович.
С детства Александр имел склонность к монашеской жизни, молитве и подвигам, однако не сразу решился на монастырское послушание, решив поначалу стать обычным батюшкой, как его дед. Тем более, что уже в детстве он прислуживал в храме, помогал священникам и хорошо разбирался в обычном приходском богослужении (монастырская жизнь сильно отличается от приходской, службы здесь длиннее, общения с мирскими людьми мало). В 12 лет, в 1825 году, Саша поступил в Тамбовское духовное училище, которое закончил с отличием, а в 1830–1836 гг. учился в Тамбовской семинарии — высшем учебном заведении, где готовят будущих священнослужителей. Известно, что в последнем классе семинарии — как раз когда нужно было определяться с женитьбой и служением в качестве священника на приходе или постригом и служением в монастыре — Александр сильно заболел. В угрожающем жизни состоянии он много молился и дал обет Богу принять монашеский постриг.
Однако будущий святой не сразу исполнил обет. Закончив семинарию, он устроился учителем в семью местного помещика, затем преподавал в Липецком духовном училище. Он рассказывал, что долго откладывал послушание, несмотря на укоры совести — ведь любой святой такой же человек, как каждый из нас; он не Ангел и делает ошибки, грешит, кается; главным отличием святого человека от грешника является то, что он всю жизнь соизмеряет с Божиим заповедями, делает целью ее Богоугождение, готов ради этого на подвиги, то есть ухудшение своих жизненных условий, отказ от комфорта. Известно, что во время учебы и работы у помещика Александр был «душой компании», хорошо пел и даже танцевал (что удивительно для семинариста), много вращался в светском обществе и знал настроения интеллигенции.
Так святитель не сразу просветился благодатью Божией, но возрастал в святости и не смог сразу отказаться от мирских удовольствий. Возможно, он даже надеялся жениться.
Главным поворотным моментом в судьбе преподобного стало паломничество в Троице-Сергиеву лавру, где он почти случайно встретил духоносного старца-подвижника. Исповедуясь, он рассказал о себе, и подвижник благословил его отправиться в недавно открытую Свято-Введенскую пустынь. Теперь молодой человек решительно порвал связи с миром и уехал в обитель, даже не испросив разрешения начальства училища, где он работал, и поступив сразу на послушание в монастырь. Так начался трудный, скорбный, но светлый в утешении Божием путь преподобного старца-утешителя всей России.
8 октября 1839 г. Александр приехал в пустынь, где был с радостью принят в послушники преподобным старцем Львом (Наголкиным). Отец Лев сразу сделал молодого и образованного послушника своим келейником, то есть секретарем и помощником. Кроме того, послушником будущий святой выполнял ряд непростых послушаний в трапезной: варил дрожжи и был хлебопеком. Через малое время, в 1841 году Александр принял рясофорный постриг и был наречён Амвросием, в честь святителя Медиоланского — проповедника и просветителя.
Рясофорный постриг — это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды. В это время святой, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако преподобный был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни, и в 1842 году его постригли в мантию, то есть «малый ангельский образ», малую схиму. Он дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества, все отныне принадлежало монастырю и сам монастырь брал на себя обязанность обеспечивать жизнь святого. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.
Через год святителя рукоположили в иеродиакона, то есть сделали монашествующим священнослужителем, не совершающим Литургию, но участвующим в богослужении и помогающим священнику. В том же году Господь послал ему новое испытание, новую тяжелую болезнь: простудившись зимой, он занемог. Братия думала, что он скончается и по традиции 9 декабря 1845 года его рукоположили в иеромонаха, как бы давая тем утешение его душе. Святой почти не мог двигаться и два года находился между жизнью и смертью, но выжил. Однако до самой смерти, которая последовала в 1891 году, он не мог совершать богослужения и даже почти не в состоянии был передвигаться, будучи большую часть времени лежачим. За ним ухаживал келейник.
Святость преподобного освещала каждого приходящего к нему. Этот немощный физически человеком был великим духовно. С терпением переносил он свою тяжелую болезнь, утешая и многие тысячи людей, приходящих к нему. Сначала он стал старцем только Оптинской обители, а затем к нему стало приходить множество и обычных людей, упавших от монахов о прозорливости старца. Господь давал ему знание человеческих мыслей, прозорливость о настоящем и дар предсказания будущего — то есть советов относительно грядущего. Ведь священники Православной Церкви тем и отличаются от экстрасенсов и гадалок, что, видя Духом Божиим будущее, не говорят просто, что будет, а дают совет, как лучше поступить по послушанию воле Божией.
Старец никогда не показывал людям тяжесть всего состояния, но рассказывал, как он рад служить и помогать людям. Не вставая с постели, он благословлял передавать материальную помощь нуждающимся. Его попечением жили ученики семинарий, насельники приютов и богаделен, вдовы. Обо всех он помнил, о жизни каждого узнавал.
Образовался круг почитательниц святого старца, желавших также посвятить свою жизнь Богу и людям, и преподобный благословил создание известного сегодня всей России Шамординского монастыря — Казанской Амвросиевской пустыни. Здесь заботились о детях и стариках, возделывали землю, помогали в больнице занемогшим жителям окрестности (надо сказать, что в те времена само создание больницы было делом добрым: не была развита сельская медицина, а при транспортировке на лошадях больные часто умирали).
Все время старца было занято или молитвой, или ответами на письма, или общением с посетителями: приходили к нему и крестьяне, и дворяне, и сановники, причем и на просьбу о благословении на кормление индюшек, и на вопросы о государственном устройстве он отвечал с одинаковым вниманием и любовью. Зная настроения интеллигенции, ее мысли — ведь он успел до принятия монашеских обетов побыть в светском обществе, обучаясь в семинарии — он увещевал этих людей не предаваться пустой философии, умозрительным сплетениям мысли, но твердо исповедовать Православие, а значит — жить жизнью церковной, работать над собой по заветам Отцов Церкви.
Старец скончался в Шамординский обители, однако по завещанию преподобного его тело было похоронено в родной для святого пустыни.
На могильной плите его были высечены слова апостола Павла, если перевести на русский: «Был для больных как немощный, чтобы и больных приобрести для Церкви Божией. Для всех был всем, чтобы спасти хотя бы кого-то». Имеется ввиду самоотречение преподобного, любовь его ко всем людям и понимание. Могила его находилась возле захоронения святого Макария, духовного наставника преподобного, бывшего духовником обители до него; сейчас над местом его захоронения находится часовенка, а мощи пребывают во Введенском соборе монастыря.
НАСТАВЛЕНИЯ
По свидетельствам знавших старца людей, он владел несколькими языками, был очень эрудирован. Его литературный язык — а преподобный оставил достаточно большое письменное наследие — прост, лаконичен и образен, старец создал много поговорок, самые интересные и известные из которых:
«Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение»;
«Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно»;
«Где просто — там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного».
Главная мысль заветов старца — необходимо оставить свою жизнь в Божиих руках, довериться Богу во всех проблемах, а со своей стороны — трудиться подвигом молитвы, помогать близким, воздерживаться от излишеств, жить просто. Преподобный давал свои советы людям всех сословий, а значит, каждый из нас может последовать им. Божии заповеди просты; молитва как общение с Богом — тоже делание обычное; просто и радоваться каждому дню жизни, и благодарить за него — все это вместе подарит вам совершенно иное качество жизни духовной и обыденной.
ПОЧИТАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО И ДЕНЬ ПАМЯТИ
В 1988 году преподобный был канонизирован Русской Православной Церковью.
В народе старец почитался святым еще при жизни, однако Церковь считает, что для канонизации святого необходимо много лет, чтобы удостовериться в его чудесах — поэтому прославлен он был лишь через 100 лет после кончины. Помощь преподобного известна всем, поэтому неудивительно, что в стране сразу стали строиться храмы в честь старца: они есть, например, в Санкт-Петербургской митрополии, в Кировской и Тверской епархии.
Сами мощи святителя пребывают в соборном Введенском храме Оптиной пустыни. Через 10 лет после канонизации, в 1998 году они были обретены по благословению Святейшего Патриарха Алексея II: в этот день были открыты гробницы восьми канонизированных духовных отцов, покоившихся на монастырском кладбище.
День памяти преподобного празднуется несколько раз в году:
23 октября — день смерти,
10 июля — день обретений мощей,
24 октября — День Собора старцев Оптинских.
В эти дни особо торжественно совершается Литургия в Оптиной пустыни. Большое число паломников приступает к Таинствам Исповеди и Причастия, прикладываются к мощам святого.
В памятные даты преподобного в церкви поются, а дома читаются краткие молитвы святому: тропари и кондаки. Вы можете читать их онлайн на русском языке в любой трудный момент жизни:
Как к целительному источнику, приходим к тебе, о Амвросий, отец наш, наставляешь ты нас верно на путь спасения, молитвами твоими оберегаешь от горя и напастей, в скорбях физических и душевных утешаешь, особенно же смирению, терпению и любви учишь нас; молись ко Христу, Любящему всех, и к Богородице, Ходатаице перед Господом о нас, чтобы спаслись души наши.
Завет Начальника священников Христа исполняя, унаследовал от святого Макария ты старчества благодать, болея сердцем обо всех, с верой приходящих к тебе и просящих твоей помощи. Потому и мы, дети твои, с любовью молимся тебе: святой отец наш Амвросий, молись ко Христу Богу спастись нашим душам.
Всю жизнь монахи посвящают, отрекаясь от мира, молитве за него, то есть за каждого человека. Церковь благословляет мирян читать ежедневно молитвы Господу утренние и вечерние, они есть в каждом молитвослове. А вот у монахов молитвенное правило еще обширнее, поэтому они используют Иисусову молитву по четкам.
В молитве нужно сосредоточенность, старание и воля, чтобы не рассеиваться умом. Угодник Божий сам составил ряд молитв на разные случаи жизни, которые может читать любой верующий человек.
Так, он советовал обращаться не только к святым, но и ко Господу словами псалмов.
- При нападении врагов видимых и невидимых, интригах человеческих и искушениях бесовских — читать один из псалмов 3, 53, 58 и 142.
- Псалом 90-й читать в опасности для жизни.
- При депрессии, душевных тяготах и тревоге — псалом 101.
ЧУДЕСА СВЯТОГО
Вы также можете обратиться к самому святому Амвросию во всех своих нуждах: засвидетельствовано множество современных чудес по молитвам к нему.
- Например, в 1990-х годах молодой человек полностью, за одну ночь, исцелился от пневмонии после молитвы и помазания маслом, освященным у иконы преподобного Амвросия в Оптиной пустыни.
- Уволенная по несправедливости девушка молилась святому Амвросию, и на следующий же день после молитвы в храме перед иконой святого ей предложили хорошее место.
- Многим помогал святой не только в поиске работы, но и в обретении второй половинки, встрече мужа или жены.